Всё о рыбалке

Первая кумжа

Рыбалка - это настолько всеобъемлющее занятие, что занимайся ты ею хоть всю сознательную жизнь, все равно можно постоянно открывать для себя что-то новое. Ведь на нашей планете столько водоемов, рек и ручьев, такое разнообразие обитающих в них видов представителей ихтиофауны! Исходя из этой жажды познания, мы с друзьями и коллегами по рыбалке и планировали в очередную поездку в Мурманск заняться не только морской рыбалкой, но прокатиться на реку, а точнее сказать, на Верхнетуломское водохранилище. Причем до самого момента отъезда возможность речной рыбалки была под вопросом. Определились практически, уже будучи на месте.

Водится в этом водоеме, помимо обычных для нас щуки и окуня, такая рыба, как кумжа, сиг, хариус... а я, признаться, видел их только на картинках. Ну уж очень хотелось подержать на леске, а если повезет, и в руках, хотя бы по одному представителю вышеназванных рыб. Водится в этом водоеме еще и семга, форель, налим, корюшка и ряпушка, но скажу сразу, эти виды рыб увидеть в эту поездку мне не пришлось. Хотелось бы надеяться, что еще увижу, если удастся еще побывать в этих местах.

Верхнетуломское водохранилище находится на Кольском полуострове, на северо-западе Мурманской области. Добраться до водохранилища можно на автомобиле, а вот до места нормальной рыбалки только двумя способами - вертолетом по воздуху или на лодке по воде.

Проехать на машине невозможно - нет дорог.

Здешние пейзажи поражают своим разнообразием - многочисленные острова, сопки, горы и суровая северная тайга. Северная природа вообще очень своеобразна, на первый взгляд неброска и скупа. Но стоит отвлечься от жизненной суеты, вглядеться в эти каменные гряды, на облака, что буквально лежат на невысоких сопках, на сосны, которые выдерживают суровые заполярные зимы, и понимаешь, что красота эта милее сердцу русского человека, чем буйство тропических джунглей...

От места нашей погрузки до места стоянки мы шли по водохранилищу около пяти часов. При скорости катера в районе двадцати километров в час было пройдено расстояние почти в сто километров. Остановились на уже оборудованном для стоянки месте, на одном из многочисленных островов, разбросанных по водохранилищу.

Сопровождал нашу группу Александр Николаевич, коренной местный житель, большой знаток всех местных водоемов и, соответственно, уловных мест. Причем сопровождал не один, а со своим верным другом, псом Рамзаем, умницей и красавцем. Александр Николаевич с самого начала поездки сильно переживал по поводу того, что приехали мы в аккурат в период межсезонья и очень слабого клева рыбы. По его словам, активно рыба вела себя во второй половине августа и вновь активизируется только в конце октября, начале ноября. Но мы все же уговорили его съездить с нами и попытаться хоть что-нибудь поймать, поскольку не было твердой уверенности, что придется побывать в этих местах еще раз.

Как только катер пристал к берегу и мы обосновались, все схватились за снасти. Как я писал выше, попал на эту рыбалку в последний момент, так сказать, заскочил в "последний вагон уходящего поезда" и не знал о речной рыбалке, как бы предусматривалась только морская. О речной мне сообщили уже в пути, и по этой причине оказался я без нужных снастей. Сколько раз зарекался брать снасти для реки в любом случае, но вот тут сплоховал. Но друзья выручили, вручили мне спиннинг и блесны на выбор. Излишне говорить, что к чужому спиннингу надо привыкнуть, не та длина, не тот строй, на катушке пришлось перебросить рукоятку, поскольку я левша, но что делать!

Я ушел на корму катера и опробовал спиннинг. Хорошо опробовал, со второго заброса на вращалку безымянной китайской фирмы сел хариус. Восторгу моему и всей рыбацкой братвы не было предела! Хариус был небольшой, граммов на триста, но лезгинку мы сплясали по этому поводу, все держали эту необыкновенно красивую рыбешку в руках впервые!

Поскольку уже темнело, продолжать рыбалку смысла не имело, и мы улеглись спать с надеждой на утреннюю зорьку.

Утром первыми встали, конечно же, самые заядлые рыболовы. На катере были две надувные лодки, и Михаил с Алексеем взяли одну, а я - другую. Как говорится, кто рано встает...

Я применил свою обычную на реке тактику: ушел на несколько сотен метров от стоянки и, потихоньку сплавляясь, пробивал блеснами и середину, и края получившейся между берегом материка и берегом острова акваторию.

Надо сказать, рыбалка вышла трудовая. Не одну сотню забросов пришлось сделать, прежде чем цапнула зубастая за колебалку белого цвета. Щука оказалась на пару кило, вывел я ее благополучно. Ну, щукой меня не удивить, не за этим приехал, и продолжил забросы.

Еще несколько времени блесны бороздили воду, и вот мощная потяжка заставила дрогнуть сердце. Но не судьба, после пары рывков леска ослабла, и я вытащил поводок без блесны. Оказалось, сломался зажим. Поводок был длинный, и я завязал его петлей, навесил вместо утонувшей колебалки кастмастер и продолжил блеснить.

Некоторое время поклевок не было, и все же не отпустила меня река без результата, отблагодарила за настойчивость. Поклевка - и заходила леска ходуном, сработал тормоз, началась борьба. Я просто понимал, что если не возьму этот экземпляр, то, возможно, вообще останусь без добычи и никогда себе этого не прощу, поэтому был предельно осторожен. Положение осложнялось тем, что не было подсачека и рыбу было необходимо взять рукой. Ситуация тем временем складывалась так, что только удавалось рыбу подвести поближе к лодке, как она пугалась и уходила вглубь, преодолевая сопротивление тормоза катушки. Я уже увидел, что это кумжа, поскольку рыба несколько раз пыталась сделать свечку. Эти попытки я пресекал на корню, опуская вершину спиннинга в воду. Свечка - это верный для рыбы способ сорваться, а мне это никак нельзя было допустить.

Борьба с кумжей продолжалась около пяти минут, хотя мне показалось, что намного дольше. С таким мощным сопротивлением мне еще сталкиваться не приходилось, разве что крупный жерех борется похоже. Но у кумжы манера немного другая. И все же я победил. Рыба устала. Я смог подвести ее в очередной раз к борту и провел вдоль, опустив при этом свободную руку в воду. Когда рыба поравнялась со мной, быстро и аккуратно взял ее под жабры. Ух!..

Время было уже к обеду, а по плану после обеда мы уже собирались в обратный путь. Больше поймать ничего не удалось, да и впечатлений хватило за глаза. - Не надо жадничать, - решил я про себя и отправился на стоянку. Там обнаружил уже вернувшегося Михаила, довольного и недовольного одновременно. Ему удалось поймать пару хариусов и тоже подержать на блесне кумжу, но не удалось ее взять, оттого и досадовал. Ну что же, надо быть благодарным реке уже за то, что она позволила взять, и на том спасибо.

По пути назад разговорился с Александром Николаевичем, и вот тогда он и объяснил, что уже даже такой улов был удачей для этого времени. Тем более, что ребята из нашей компании на поплавочку умудрились поймать несколько сигов, так что в общем улов был. - Приезжайте в конце октября, - сказал Александр Николаевич, - вот тогда гарантирована вам настоящая спиннинговая рыбалка.

Пишу дома эту заметку, а голова болит -ехать или нет?