Всё о рыбалке

Байдаркой разрезая Колпь

Рек и речушек на северо-западе Вологодской области — превеликое множество. Колпь, являющаяся правым притоком Суды, — одна из них. Она протекает в Ленинградской и Вологодской областях. Река, на мой взгляд, не имеет категории сложности. Частенько на ней можно встретить любителей водного туризма, сплавляющихся на катамаранах, самодельных плотах и байдарках. Но нас с приятелем эта красивая лесистая речка привлекала возможностью половить сплавом прямо с байдарки на лёгкие и, что может показаться более интересным в таких условиях, ультралёгкие спиннинговые снасти.

Окунь — приятная обыденность

Тихоходной электричкой мы за два часа добрались до станции Тимошкино и, нагруженные объёмными рюкзаками, неторопливо пошли по тенистой тропинке. Река тихо шелестела, плотно зажатая заросшими берегами. Сборка байдарки и её компактная загрузка необходимыми в походе вещами заняла не более часа. Надувная байдарка «Щука 3», счастливым обладателем которой я являюсь, достаточно остойчива на плаву. И сейчас целью нашей трёхдневной экспедиции была ловля спиннингом прямо на ходу.

Конечно, относительно комфортная ловля с байдарки одновременно для двух рыболовов возможна только на тихом плёсе, где течения практически нет, а дно не имеет выраженного рельефа. Чтобы освоиться и привыкнуть удерживать равновесие, с такого места и начали.

Основная «спиннинговая» рыба на Колпи — вездесущий окунь. Он может встретиться практически в любом месте реки, а тем более на плёсе. Я заметил, что окунь в этих местах находится повсеместно, но в то же время располагается разрозненно. Если тихо стоять на якоре на середине реки и делать забросы по всей окружности, можно время от времени иметь окуневую поклёвку то на песчаной мели левого берега, то между стеблями кувшинок прибрежной зоны, то в тени правобережных кустов, то в самой глубине ровного русла в средних слоях воды. Окунь Колпи не собирается в стаи и не образует классических окуневых «котлов». Лучшими приманками для этой рыбы являются «вертушка» до № 2, микроджиг или отводной поводок. На воблеры с популярной рывковой проводкой тоже, конечно, отзывается, но без фанатизма. Кстати, ловля с байдарки твичингом для меня была открытием данного похода.

Окунь на реке попадается, как правило, «среднемелкого» размера. Экземпляры в 400 г здесь редкость, но всё же являются палочкой-выручалочкой, когда очень хочется уйти от нуля, ведь так необходима для туристической ухи хоть какая-то рыба.

Вторая рыба по частоте поклёвок на Колпи — щука. Нам не попадались экземпляры крупнее 2 кг, но щучки до 1 кг — обыденность. Перед хаотично «скачущим» воблером при рывковой проводке вдоль прибрежной водной растительности не смогли устоять более десятка рыб. Уяснив это для себя ещё в самом начале рыбалки, мы стали обходить заведомо характерные щучьи стоянки и воздерживались от забросов.

Между перекатами на плёсе достаточно места для уединённой ночной стоянки на берегу. Любуясь таким пейзажем, на рыбалку можно и не ходить.

Такие водные «фонарики» освещают путь на протяжении всего маршрута.

«Отдай удило»

Пройдя несколько километров вниз, мы наконец услышали долгожданный и манящий шум бурлящей воды. Ловле именно в окрестностях переката мы хотели уделить серьёзное внимание и остановились на ночлег. Рыбалку отложили на завтра и занялись обустройством временной стоянки.

Перекатов на Колпи встречается довольно много. Каждый из них неповторимый и особенный. Есть несколько образовавшихся в результате человеческой деятельности, например, бетонные плиты и брёвна от старого моста или бывшая плотина у старой мельницы. Но большинство перекатов естественного происхождения.

Перекат, на котором мы сделали первую стоянку, начинает разбег из-за поворота, где река сперва делится на два рукава, образуя заросший рогозом небольшой островок, а затем, соединяясь, обрушивается с мели вниз по гладким валунам. В конце, где течение уже замедляется, образовалась глубокая, около 4 м, яма.

Едва рассвело, по воде ещё стелился сизый туман, а мы уже были на воде. Приятель с берега при первом же броске в струю получил поклёвку «отдай удочку!», но рыба не засеклась. Мы «оседлали» байдарку. Приятель разместился на носу, вооружившись спиннингом, а я был в роли рулевого. Зашли заметно выше переката, и теперь я держал курс прямо по струе. Течение усиливалось, и уже с трудом удавалось удерживать лодку.

Я забросил специальный якорь на миллиметровой леске. По сути, это небольшая «кошка», где из залитой свинцом стальной трубки торчат несколько «усов» из сталистой проволоки. Такой якорь легко находит, за что зацепиться на дне, будь то камень или топляк. Постепенно стравливая леску, можно установить лодку на течении и время от времени спускаться ниже на 5–10 м. Я подсмотрел такой якорь ещё лет двадцать назад у местных пожилых рыболовов. Они легко удерживали свои деревянные лодки на течении. Но в одиночку на байдарке таким якорем не воспользуешься, так как натянутая леска может повредить надувные баллоны. Проволока для «кошки» выбирается с таким расчётом, чтобы при выдёргивании якоря проволочные «усы» разгибались и якорь освобождался. Сейчас я ассистировал приятелю, удерживая лодку, чтобы он легко мог проводить приманку как в самой струе, так и ниже, уже забрасывая в яму. Серебристый единичный Blue Fox полетел в тихий прибрежный омуток за перекатом. Напарник резким рывком удилища заставил блесну играть и стал медленно подводить её к струе. Поклёвка была хоть и ожидаема, но даже я непроизвольно вздрогнул при подсечке. Рыба билась из последних сил, проявляя незаурядные бойцовские качества. Есть первый хариус! Последующие броски принесли две холостые поклёвки, и мой добродушный приятель решил уступить мне рыболовное место. Я легко сдёрнул якорь, мы тихонько спустились вдоль берега ниже переката, поменялись местами и вновь зашли, обогнув островок, на плёс выше переката.

Хариус на Колпи, как и во многих других реках, любит смену приманок. Однажды проявив интерес к какой-либо «вертушке» и ткнув её носом, как правило, больше к ней не притрагивается. Но в арсенале любого спиннингиста есть что предложить взамен.

Сейчас я поставил проверенную «вертушку». Когда приятель заякорил лодку, я аккуратно положил её на границу струи за подводным валуном. Не успел лепесток сделать и пяти оборотов, как хариус оказался на крючке. Даже некрупная рыба на струе доставляет удовольствие от вываживания. Тем более если ловишь таким чувствительным удилищем.

Нарушая традицию, сразу же сменил уловистую «вертушку» на Kastmaster 3,5 г от Acme. Блесной никто не заинтересовался. Приятель постепенно стравливал леску якоря, и до ямы за перекатом можно было достать броском. Блесна медленно уходила на глубину, едва подхватываемая струей. Мощнейший удар и визг фрикциона! Рыба рванулась вниз и… сошла.

Хариус Колпи — желанный трофей любителей УЛ.

Угадай, кто клюнет?

Дальнейшие попытки раззадорить хариуса на поклёвку не принесли результата. Мы свернули лагерь и направились вниз по течению в поисках нового переката. Примерно через 1,5 км берега плотнее стиснули реку. И вновь отчётливее стал слышен глухой рокот пенящейся воды. Этот перекат был более протяжённым, но мелководным. Глубина здесь позволяла облавливать участок взабродку. Приятель сразу же выловил килограммовую щуку. Рыба атаковала плавающий крэнк в самой струе. Пришлось сразу защищать приманки стальными поводками. Моя щучка выскочила прямо из травы у ног и ухватила чёрный Mepps. Лески было так мало, что уже при подсечке рыба оказалась на берегу. Неужели в этом перекате нас ждали только щуки?

Струя била в тенистый противоположный берег, где образовался прижим. Чувствовалось, что там вода пробила глубокую канаву. Свисающие ветки кустарника создавали прекрасное укрытие. Я пустил плавающий воблер по струе и удилищем завёл приманку прямо под тень кустов. Поклёвка случилась, когда я после потяжки приостановил воблер. Рыбка была некрупной, но билась отчаянно. Это оказался елец. Надо признаться, эту рыбу на воблер мне ещё не доводилось ловить. Приятель ушёл намного ниже переката на плёс и соблазнял «вертушкой» вездесущих окуней. Я же теперь играл в приманки. Следующий елец клюнул на вращающуюся блесну, а спустя четверть часа я уже фотографировал очередной нежданный трофей — обычную сорогу. Затем начались «тычки» в приманку. Я маневрировал блёснами даже № 00. Рыба атаковала, но не подсекалась. В конце концов, я привязал поводок из монофильной лески, поставил сухой Palmer, и рыбка попалась. Это была быстрянка, серебристая рыбка, похожая на уклейку. И ни одной хариусовой поклёвки.

На «вертушку» поймать окуня на Колпи — дело обычное.

Мы решили покинуть интересный, поражающий разнообразием трофеев перекат и пошли ещё ниже. Пройдя около 5 км и обследуя несколько небольших перекатов, мы не получили ни одной поклёвки, как ни старались и какие бы ни ставили приманки. Даже окунь куда-то подевался. За обедом решали, что делать: идти ли вниз по намеченному маршруту или же вернуться?

Я побывал во многих водных походах, ещё больше о них читал и слышал от приятелей-коллег. Нередко, когда позволяло течение, походы эти были на обычных надувных гребных «двушках», будь-то резиновая «Уфимка» или «Пеликан» из ПВХ. Остойчивость таких лодок внушительная, что позволяет ловить на ходу. Места, если каждый сплавляется в своей лодке, хватает с лихвой. Случалось, что за очередным изгибом лесной быстрой речушки удавалось попасть на великолепный клёв рыбы. Половив некоторое время, мы спускались ниже, потому что данное место для ночной стоянки было неудовлетворительным: крутой обрыв, болотистый и сырой берег, густые заросли и т. п. Надеялись, что ещё найдём рыбу и хорошую стоянку.

Стоянку находили, а рыбу, увы… Весь оставшийся маршрут сплава мы вспоминали ловлю именно «за очередным изгибом». Возможность идти на вёслах против течения, что позволяет вернуться на уловистое место, — одно из основных преимуществ рыболова на байдарке. Мы решили не искушать судьбу и вернуться вверх.

В этот раз на «вертушку» попался небольшой голавль.

Финиш в точке старта

На равном удалении от обоих уловистых перекатов, обозначенных нами как «Отдай удило» и «Угадай, кто клюнет?», разбили лагерь. И ходили то совместно, то порознь на рыбалку. Интересно, что в перекате, где клевал хариус, иногда соблазняли и окуня. В нижнем перекате, где хариуса почему-то не было, можно было рассчитывать на поклёвку кого угодно. Поймали ещё несколько ельцов, две сороги, постоянно теребила мелкие «вертушки» быстрянка. Вечером, когда была моя очередь дежурить по кухне, приятель перехитрил несколько голавлей. Щука и окунь у нас были вне зачёта, поэтому о них мы друг другу не сообщали. Крупного хариуса, который иногда атаковал «вертушку», так и не удалось поймать. Но разнообразных поклёвок было предостаточно. Жирную точку в поклёвках уже на финише рыбалки поставил 1,5-килограммовый язь, когда, «наигравшись» лёгкими приманками, я исследовал яму за перекатом Comet Black Fury № 3 от Mepps, чиркая её темным лепестком по дну.

Быстро пролетели три дня, отведённые для рыбалки на Колпи. В тот раз дальний поход у нас не состоялся, да мы особо и не настраивались, ведь и раньше удавалось ходить сплавом от Бабаево до самого устья Колпи, такой близкой и такой загадочной речки.