Всё о рыбалке

Карпа - брал, щуку - брал, линя... не брал

265-12-1.jpgПерефразировав всем известное выражения героя Юрия Яковлева из кинофильма Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию", я решительно настроилась попробовать поймать линя, изменив любимой ловле карпа и карася.

Нам не раз приходилось цеплять при блеснении браконьерские сети с попавшимся в них линем на озерах в Псковской области. Линя там много, но, увы, на удочку поймать его невозможно, так как красноперка и окунь, в изобилии обитающие в тех местах, моментально набрасываются на червя и оказываются на крючке.

В нашей Калужской области самый "линевый" водоем, возможно, это пруд у деревни Куракино, в 30 км от Калуги. Этот замечательный пруд расположен недалеко от трассы, подъезд возможен даже в плохую погоду, поэтому и народу там бывает немало. Берега извилистые, заросшие ивняком, а прибрежные воды - камышом и осокой.

В сложные годы развала социализма пруд не раз становился объектом незаконного предпринимательства криминальных структур. Там строили бани и зоны отдыха, даже запускали карпа, а егеря катали отдыхающих на лодках и брали деньги с местных рыбаков.

Изначально пруд был создан для орошения полей совхоза "Сычевский". Довольно крепкое хозяйство все-таки не устояло в тяжелые перестроечные годы, и пруд стал основной разменной монетой. Я была знакома по служебной деятельности с председателем совхоза, и знаю, что война за водоем и за землю была неравной. Победили деньги.

Мы выезжали на пруд в основном отдохнуть и пожарить шашлык, попутно, без особой надежды, закидывая удочку. В качестве улова получали плотву и окуней. Один раз мы приезжали поблеснить, но неудачно, и у меня сложилось предубеждение, что на этом водоеме ловить нечего.

Но мой брат успешно ловил на пруду линя. Как-то в выходной, по дороге на речку, мы решили заглянуть на пруд и узнать, как дела у брата, который как раз поехал на линя. От трассы было близко, дорога шла через дамбу и далее по берегу. Но через дамбу нам проехать не удалось. С момента моего последнего посещения перед дамбой поставили шлагбаум, будку и сторожа, который собирал по сотне за ловлю с берега и по триста - с лодки. Оставленные машины рыбаков теснились вдоль дороги, а за дамбой, на небольшом пятачке, где был подход к берегу, буквально "плечо к плечу" сидели рыбаки в ожидании поклевок. Издалека картина больше напоминала зрителей на футболе, чем рыбалку. Но, как потом сказал брат, без линя никто не уехал.

С того времени прошли годы. В настоящее время пруд "бесхозный" и бесплатный, и мы решили посвятить драгоценные выходные ему.

С нами за компанию отправился на рыбалку на своей машине отец мужа - заядлый рыбак, охотник и подводник. В свои 75 лет Виталий Иванович уже не погружается с аквалангом в морские глубины и нечасто бегает с ружьем по полям, но посидеть на водоеме с удочкой не откажется. Кроме этого, он отличный знаток ловли линя.

Поехали на ночь. Машин на берегу было много. Немногие выходы к воде были обозначены непременными атрибутами российских водоемов - свалками мусора. Мы, как можем, боремся с этим, захватывая с собой при отъезде часть мусора с берега. На месте, где мы решили стать, уже была одна машина, рыбак, очевидно, был на воде.

У нас с мужем с собой было две лодки, одну из них мы предполагали одолжить Виталию Ивановичу, так как его резиновая лодка на последней нашей совместной рыбалке показала себя не в лучшем виде. Но оказалось, наши старания были напрасны. Из днища старой лодки, обыкновенных досок и четырех десятилитровых канистр Виталий Иванович соорудил замечательную и уникальную лодку, даже паром, на котором с комфортом устанавливалось рыболовное кресло.

Единственным неудобством в конструкции лодки, как вы, наверно, догадываетесь, было отсутствие мобильности. Но для настоящего рыбака, как оказалось, это не помеха.

Итак, в запасе был купленный в магазине прикорм, черви и вареный картофель, которым поделился Виталий Иванович. Я прослушала краткий курс "ловца линя", из которого следовало, что нужно найти "окно" в камыше, обильно росшем по берегу, подкинуть в воду прикорм и картошечки, и ждать.

Мы накачали свои лодки (лодке Виталия Ивановича накачка не понадобилась) и попытались выплыть на водную гладь. Процедура оказалась непростой. Узкая полоска воды сквозь заросли камыша не позволяла орудовать веслами, приходилось цепляться за растительность и отталкиваться веслами от дна, чтобы как-нибудь сдвинуться с места. Преодолев метров 15, мы оказались на чистой воде. Рыбаков было много. Один, как оказалось, хозяин машины, которая стояла по соседству, закинул удочку в проход среди камышей, по которому мы выплывали. На резиновой лодке у него стоял канцелярский стул. Очевидно, он не мог плавать на лодке на обычном сидении, но как настоящий рыбак, не мог отказаться от любимого дела.

Зная, что Куракинский пруд богат и щукой, у нас на вооружении также были спиннинги.

День близился к завершению, нужно было найти место для утреннего лова, на который я обычно возлагаю больше надежд. Виталий Иванович на своей чудо-лодке уже облюбовал место недалеко от нашей стоянки, в камышах. Надеясь на его опыт, я решила прикормить место в соседнем "кармане". Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что глубина там составляла 10-15 см до густого слоя травы. Меня это как-то не вдохновило, и я отправилась на противоположный берег.

Погода начала портиться. На водоем надвигалась свинцовая туча, ветер шумел в кронах деревьев и поднимал листья кубышек на воде. Щука не ловилась, и я бросила якорь наугад в камышах, чтобы спрятаться от ветра.

Андрей расположился недалеко от меня, ближе к берегу, где соответственно было мельче. И вот, спустя пять минут, у него на крючке оказался первый линь, вернее, линек, размером с ладонь. Затем последовал еще один и еще... "Детей" мы не ловим, поэтому вся добыча благополучно отпускалась.

Я высмотрела место подальше от лодки и берега, среди травы, и, надеясь на меткость, закинула свой скользящий поплавок метров на пять. Удача улыбнулась, и поплавок уютно расположился между растительностью. Ждать пришлось недолго. Первая же поклевка принесла результат - зачетного линя. УРА! Мой первый линь был пойман.

Результатом последующего часа было четыре небольших линя. Уже почти стемнело, ветер стих, туча прошла мимо, и мы двинулись к лагерю. Виталий Иванович еще сидел в камышах на своем замечательном плавучем корабле. Мы "заплыли" за ним и по очереди, гуськом высадились на берег.

Сосед по стоянке уже уехал. При свете походного фонарика на капоте автомобиля мы поужинали и легли отдыхать.

С утра Виталий Иванович отправился на свое место, а я на противоположный берег - на свое. Андрей поплыл блеснить.

Закинуть удочку в нужную точку без ветра было несложно, но... линь ловиться не хотел. Просидев безрезультатно около часа, я отправилась на поиски нового места. Неспешно проплывая вдоль тростника, в лучах восходящего солнца прекрасно было видно дно - густую подстилку травы, которая поднималась почти до поверхности воды. Я решила отплыть подальше от берега и метров через десять обнаружила крутой свал. Это было интересно. Рыбаков кругом не было, все сидели около противоположного берега в камышах. Отплыв немного назад, я опустила якорь. К моему удивлению, тяжелый якорь сквозь густую шапку травы опустился метра на полтора.

Разбросав веером вдоль свала немного прикорма, я закинула удочку, поставив глубину около трех метров. Прошло немного времени, и отличная поклевка принесла неплохой улов. Линь был приличный, и моему счастью не было предела.

Через некоторое время случилась необычная поклевка. Поплавок очень медленно и плавно пошел в сторону и стал тонуть. Я на всякий случай подсекла. Ощущение при выуживании было странное. Добыча шла тяжело, хотя была небольшая. Оказалось, что это рак. Очевидно, он зацепил клешней поводок, когда проползал мимо.

Такого улова у меня еще не было. Достаточно сложно было высвободить снасть из цепких клешней незадачливого рака, который был на время посажен в ведерко с водой для демонстрации мужчинам моих достижений.

Следующий заброс принес также неожиданный результат. Отличная поклевка и на конце удочки хорошая добыча. От границы свала до моей лодки было метра четыре, и когда над водорослями заметалась пойманная рыба, я с удивлением подумала, что это карп. Несколько минут интересной борьбы - и в лодке оказался огромный карась. Экземпляров таких размеров я не видела, даже в магазине.

Дрожащими от волнения и азарта руками нацепила червячка и отправила поплавок в то же место. Поклевка не заставила себя ждать. Но, увы, радость моя была недолгой. Добыча ушла вместе с крючком.

265-12-2.jpgСвой волшебный рыболовный сундук я не взяла, не надеясь на неожиданность, а сниматься с интересного места не хотелось. Хвала прогрессу, в наличии был сотовый телефон и муж на связи со своим рыболовным чемоданчиком. А так как щука не ловилась, он с готовностью отправился мне на помощь. Но когда он увидел пойманного "карасика", решил порыбачить рядом и, как всегда, поймал мою рыбу. Карась, еще крупнее моего, клюнул сразу после первого же его заброса. Сопротивлялся он очень активно, пришлось даже намочить подсак.

А у меня клев прекратился. Почему-то всегда, когда "сдаешь" свое место, ловить тебе там уже нечего. Андрей за полчаса поймал еще пару линей, а у меня была тишина.

Время было много, солнце припекало, и мы решили, что пора домой.

Виталий Иванович на своей чудо-лодке тоже направился к берегу. Пока мы сушили и собирали лодки, он сидел на стульчике в тени, так как его лодка, целиком помещаемая в машину, не нуждалась ни в каком уходе. А когда пришло время упаковывать улов, оказалось, что и поймал он один почти в два раза больше, чем мы вдвоем. Только рака и карасей у него не было.

В целом все прошло замечательно, и к моим рыболовным достижениям добавилась замечательная добыча - линь!