Всё о рыбалке

Записки жерличника

Мои первые попытки научиться ловить рыбу зимой сопровождались одной, но постоянной проблемой. Сколько себя помню на том этапе, проблема с буром была нескончаемой. Смены ножей и самих буров имели кратковременный успех, и все начиналось снова. Были какие-то ивановские, питерские, самопальные и прочие буры, а просверлить лунку удавалось с большими усилиями. И хорошо, если все происходило на 2-3 лунках, а вот когда ситуация требовала присоединиться к активной группе рыболовов, преследующих рыбу, я страдал от стыда и злости.
Косяк рыбы перемещался, и рыболовы успевали за ней, а я только приступал к ловле, когда уже надо было смещаться дальше.
Именно в тот период я впервые увидел жерличников и под углом своих проблем с бурами смотрел на них, как на придурков. Это надо же, пробурить 10-20 лунок, чтобы расставить эти самые жерлицы. Возможно, на глаза мне попадались такие же, как я, страдальцы, и бурили они долго и больно. Глядя на них, я в то время готов был поклясться, что никогда этим заниматься не буду. Возможно, все усугублялось еще и тем, что каких-то реально интересных уловов у этих жерличников я не наблюдал.
Сам я в то время ловил на мормышки все подряд, в основном это был средний окунь. Ловил я его на мормышки с мотылем и реже - на входящие в моду балансиры.
Но однажды рыбалка у нас не задалась, и мы раньше обычного собрались домой. Стоит отметить, что и окуня мы тогда ловили, как чайники, и экземпляры в 300 граммов были сказочными. На пути к машине у межи сидели двое рыболовов, и у них было две щуки, хотя жерлиц было не меньше 20. Щуки были некрупные, но с нашими окунями их сравнивать не стоило. А еще дальше попался нам одинокий жерличник, который и заразил своим драйвом и повествованием. Парень купил шесть жерлиц и выставил их в первом попавшемся месте, руководствуясь исключительно доступностью и близостью места. И как раз перед нами ему влетела щука на четыре с лишним килограмма, а перед этим еще одна мелкая.
Он был возбужден и очень обрадовался моему фотоаппарату, ибо запечатлеть свой улов очень жаждал.
Ну, что такое шесть лунок? И что такое щука за четыре килограмма? Быстро прикинув, что десяток лунок в поисках окуня мы все-таки выбуриваем, я загорелся. А тут как раз состоялась поездка в деревню к родственникам, и там нашлись какие-то, допотопные жерлицы, что меня еще больше воодушевило. Это сейчас я влегкую куплю не один десяток жерлиц, зная, что буду ими пользоваться, а тогда я только еще предполагал попробовать и эти допотопные жерлицы были вполне уместными. Какие-то самодельные колышки, витая пружина и почему-то черные флажки.
Долго ждать не было сил, и через день мы поехали тестировать не столько жерлицы, сколько себя. С нами был еще один умелец, который этим способом ловли малость владел, а жерлицы его были еще допотопнее моих. Потом я видал такие в Интернете.
Мы приехали на то место, где клюют 4-килограммовые щуки, и с огромным трудом пробурили свои лунки. У меня точно было меньше 10 жерлиц, а у знакомого - ровно 10. Причем первая увиденная мною поклевка случилась у него еще в момент установки жерлиц, и небольшая щучка была поймана. А дальше все было банально.
Желание попробовать было, но терпение еще не выросло. Побродив вокруг флажков минут тридцать, я выразил желание половить окуней, и эти окуни увели меня далеко. В итоге оказалось, что моя первая щука на мои первые жерлицы была вытащена моим попутчиком, Понятно, что я при этом не испытал абсолютно ничего, тем более что щуке этой до килограмма было расти и расти.
Трудоемкость, привязанность к месту, случайность поклевки, и вообще все это показалось мне вовсе не столь праздничным и в принципе вызвало разочарование. И на какое-то время я жерлицы забыл.
Окунь ловился хорошо и даже подрастал, а однажды мы поехали с тем парнем, которого я фотографировал со щукой и сблизился с ним на почве рыбалки. Ехали мы за окунем, но он в отличие от меня жерлицами уже болел и таскал их с собой. Мы искали окуня, нашли его в густых зарослях, и я даже не знал, что он между делом выставил там жерлицы. Я, кстати, тогда еще и не предполагал, в каких местах эту щуку надо искать.
Я смещался в поисках окуня, а он осел в одной небольшой бухте, где окунь тоже ловился.
В целом рыбалка удалась, но когда я зашел за товарищем, чтобы вместе идти к машине, у него была щука килограмма на полтора, а прямо на моих глазах попалась и вторая, чуть крупнее. Ну и еще он жаловался на пустые поклевки. Зависть не зависть, но поймать щуку, да еще и не одну безо всяких хлопот, хотелось, и я решил попробовать. Докупил жерлицы до десятка и через день поехал туда со своим основным попутчиком. Он тоже прикупил по такому случаю жерлицы, но раньше их не пользовал. Более того, это вообще был его второй зимний сезон, а до меня он и на лед не выходил.
Так и получилось. У меня это уже была навязчивая идея, а у него нечто компанейское. Пришли на нужное место, наловили живца и выставили жерлицы. Я твердо решил бдительно караулить их, не гоняясь за окунями, а коллега мой расставил свои и забыл про них. А так как они были за камышом, то и я его жерлицы караулить не мог.
Это был чудо-день! Вот такие дни и должны случаться у начинающих рыболовов. Щука была агрессивна, флажки выстреливали без перерывов, и я набегался, как никогда. Оказалось, что и тут требуется определенное умение. Щука была немелкая, и мое стремление выкинуть ее с разбега никак не воплощалось в жизнь. То камыш, вокруг которого она заматывала леску, то эта кромка льда. Я еще не понимал, что завести щуку в лунку не так-то просто, и уповал на свою силу. После череды сходов и обрывов - в итоге всего две щуки, хотя и весьма приличных. Сейчас я понимаю, что тогда у меня в руках было десятка полтора щук, но зато на следующий день, после такой битвы, я уже многое понял и осознал. Только вот такого безудержного клева уже не было.
Стало понятно, что поклевка щуки - это самое простое, а вот ее аккуратное и терпеливое вываживание - это главное. Еще стало понятно, что эти самодельные жерлицы хороши в ближнем бою, а с определенного расстояния их видно плохо. Жерлицы низкие, и сугробы мешают. Флажки тоже хотелось сделать более яркими. Важно было и то, как закрывать в мороз лунку. Стало понятно, что нужно все это выбрасывать и взять в магазине жерлицы на высоких стойках с яркими флажками. Тогда можно и холмик из снега сооружать, чтобы лунка не замерзала. Но оказалось, что этот холмик все равно замерзает и возня с замерзшей лункой хлопотна. Тут появились и самодельные закрывашки, вырезанные из коврика, что процесс ловли упрощало, но…
Это «но» стало очевидно. Если раньше хватало рюкзака с двумя удочками и пакетом под окуней, то теперь все это обрастало десятком жерлиц, закрывашек, багориком, но еще сложнее стало добираться с этими замерзшими на морозе щуками до машины. А порой их попадалось много. Выручили ледянки.
Но, как я еще тогда и не предполагал, подписавшись на ловлю жерлицами, я обрек себя на какие-то бесконечные новшества. Казалось бы, все они способствовали упрощению и облегчению процесса, но остановиться я не могу до сих пор.
Жерлицы на стойках были плохо приспособлены к ловле по первому льду и по последнему тоже. Конечно, я уже знал, что для стоек сверлят отдельные отверстия во льду, но таскать дрель не хотелось. Кроме того, периодически разбалтывались катушки, реагировали на ветер и на потяжки живца флажки, и комфортной рыбалка опять-таки не была. И на какое-то время я увлекся поставушками.
Поставушки хороши по многим номинациям. Места занимают мало, затрат нет, сбор на морозе исключен, все произвольные срабатывания, если и происходят, то под водой и глазу не видны. Поставушки можно легко оставлять и на ночь, не боясь что их украдут.
Но пара недостатков, конечно, есть. Их надо время от времени проверять, а это значит, в мороз всякий раз разгребать горку снега и снова закапывать. И это притом, что просто проверяется, не было ли размотки. Но главным недостатком является отсутствие сигнализатора поклевки, который в принципе является всего лишь раздражителем для глаз.
Но вот без флажка как-то скучно, и нет той радости, того драйва и адреналина, который заставляет вскакивать и бежать.
Конечно, все это заставляло искать пути сближения жерлиц с поставушками. И в итоге начались поиски сигнализатора для поставушки. И в принципе, они были удачными. Только вот все это уже было не упрощением, а усложнением конструкции. Остановлюсь на паре таких вариантов.
Одна идея была хороша, и я ей пользовался. От одного шестика под углом отходили две жерлицы, и в итоге при поклевке шестик падал, и я устремлялся к нужной лунке. Но было не просто точно выставить глубину ловли, потому как шестик этот втыкался в снег метрах в десяти от лунок. Да и контроль за шестиками был не самым удобным, так как надо было их пересчитывать, чтобы увидеть, что одного не хватает. Правда, при 10 жерлицах шестиков получалось всего 5, но постепенно я от этого варианта отошел.
Вторая поставушка с сигнализатором была проще. Обычная дощечка, чуть длиннее лунки, в середине ее отверстие для лески, а сверху щель для флажка. Жерлица опускалась на нужную глубину, а дощечка с флажком укладывалась набок. При поклевке все это выглядело, как кораблик с мачтой-флажком. Это все тоже работало, но как-то не прижилось, хотя особых недостатков и не было.
А потом мой товарищ взялся за жерлицы, монтирующиеся на пластмассовых блинах, и после пары выездов мне это показалось очень удобным. Но удобство оказалось обманчивым. В процессе эксплуатации появились затруднении в сборке конструкции. То флажки на морозе в паз не вставляются, то катушки начинают люфтить. Понятно, что можно было заняться какой-то доработкой и избежать проблем на льду, но тут выявились и другие недостатки. Блин порой крепко примерзает к лунке, и приходится его выколачивать при поклевке. Кроме того, низкое расположение флажка не позволяет в сильный мороз соорудить высокий холмик снега, а установка жерлицы на уже закопанную лунку тоже не удобна.
В результате думы и приятные эксперименты продолжились.
Родилась совершенно новая идея с пластиковыми баллонами. Бочонкообразные баллоны делают из плотного пластика, и на морозе они не деформируются. А если налить туда еще и 50-100 мл незамерзайки, то такие лунки даже в мороз закапывать не надо. Конечно, таскать с собой 10 баллонов не очень удобно, но мы ползимы до лунок доезжаем на машине, а у многих - снегоходы. Приспособленные к таким баллонам поставушки проверять очень удобно, и процесс намного упрощается. Несложно оказалось и сигнализатор поклевки приспособить.
Все бы хорошо, но на данный момент появилось еще более удобное сооружение, и пока я им пользоваться не устал.
Критерии были все те же. Не собирать на морозе конструкцию, сооружать над лункой любого объема снежный холм и, что самое главное, устранить влияние ветра и живца на флажок.
И еще одним раздражающим фактором при всех конструкциях жерлиц был флажок, который с первой минуты до последней мозолил глаза. Нередко приходилось подходить и проверять, сработал он или так установлен.
В итоге сегодняшняя конструкция предельно проста, как минимум для меня, и очень удобна. Отмеряется глубина установки, жерлица заряжается и устанавливается закрывашка. На ней на леску ставится бельевая прищепка, чтобы глубина была зафиксирована. У лунки ставится колышек, в котором просверлено отверстие, и в это отверстие пропущена леска, которая намотана на катушку. С катушки сматывается 2-3 метра лески, и она стопорится. А на середине между катушкой и шестиком узлом привязана яркая лента. При поклевке лента поднимается к вершине шестика, а потом туда забирается и катушка. Единственный вариант такой ситуации - это поклевка.
А для того, чтобы лента не мозолила глаз, она до поклевки находится в отрезке белой пластиковой водопроводной трубы. На фотографии будет четко видно, насколько это просто, удобно и зффективно. В принципе, легко можно отказаться и от шестика, потому как ленту отлично видно и на холмике. Но и с шестиками все умещается в небольшой пакет.
На льду же складывается впечатление, что все белым-бело и появившаяся на снегу оранжевая лента бросается в глаза не хуже любого вспыхнувшего флажка.
После установки прищепка снимается и закрывашка засыпается снегом. На этом конструкционную часть повествования будем считать завершенной.
Теперь о других деталях жерличной ловли. За период увлечения жерлицами было придумано и проверено множество мелочей. Жерлицы большей частью выставлялись в метре - двух от межи на глубинах от 10 см, до 2 метров. Пробовали выставлять жерлицы и на большом удалении от берега, но тянет по-прежнему к меже (линия по краю камыша - Прим. автора). Но стоит отметить, что если первый и последний лед заставляют щуку организовывать засаду в траве и там ее больше, то в разгар зимы и в глухозимье мы успешно ловили щуку, выставляясь на середине бухты. Правда, глубины там были не более 2-3 метров.
Живца использовали разного, но в основном это был мелкий и средний окунь, реже - плотва. Совсем редко, а точнее, вынужденно, прибегали к использованию сопы, ершей и даже мелких карасиков. Существенных различий между окунем и плотвой выявить не удалось, на сопу тоже реально ловили, а вот ерши и карасики очень редко приносили щук. Живца почти всегда насаживаем под спинной плавник, пару раз пробовали за губу, но преимуществ не увидели. Крючки тоже пробовали разные, от одинарных до тройников, но отдаем предпочтение последним. Поводки используем стандартные, специально не подбираем. Груз - оливка 7-10 граммов.
Так как ловля происходит у межи, много свободной лески щукам не оставляем. Пару метров свободного хода вполне достаточно. Иначе рыба запутается в траве, и извлечь ее будет не просто. В таком случае бурим цепочку лунок в направлении лески и пытаемся рыбу вытащить. Багориком пользуемся нечасто, только для протаскивания крупной щуки через тесную лунку. Учитывая, что на мели рыба и лунка составляют прямой угол, завести щуку с первого раза удается очень редко, и тут, как никогда, важно терпение и хладнокровие. Надо многократно подводить щуку к лунке, не давая ей при этом слабины, и в итоге рыба утомится и все равно зайдет в лунку. А все «сходы крокодилов» по сути своей представляют силовое вываживание килограммовой щуки, когда тройник с разбегу цепляется за лед.
Сложно выставлять жерлицы, когда воды 7-10 сантиметров, а щука такие места очень уважает. В итоге мы изобрели инструмент, так называемую «кочергу». На телескопической ручке от подсака внизу прикручивается пластина. Она ложится на дно, а при поднятии пластиной упирается в лед. В итоге зазор определяется с точностью до сантиметра и это способствует точному попаданию живца под лед, но не в грунт. Такие мелководные жерлицы очень полезны. И попадание буром в дно нас не смущает.
Если же воды не меньше 50 см, то с горизонтом для живца не паримся. Выставляем его так, чтобы груз был ниже льда, и порой реальную глубину в точке не знаем. Дно не ищем.
В сильный мороз пытались наливать в лунки подсолнечное масло. Лунка не замерзает, в ней образуется снежная кашица, но вот не вымазаться в масле в процессе ловли не удается. Да и щуки все оказываются в масле. Хотя этот способ мы не вычеркиваем.
Неоднократно занимались перестановкой жерлиц при плохом клеве, но убедительных результатов не получили. Но в щучьи тропы верим, потому как одна и та же точка порой работает регулярно. А однажды я через неделю вытащил щуку со своим оборванным поводком. Причем именно в этой лунке. Обрывы бывают редко, и этот запомнился.
Пробовали выставлять жерлицы на глубинах до 10 метров, но постоянно испытывали какой-то дискомфорт, хотя поклевки были. Все-таки, какие-то нюансы береговой линии, прибрежные коряжники, трава - все это позволяет надеяться, что мы вычисляем рыбу, а не ловим ее наобум.
Пробовали использовать бензобур. Но именно в тот день остались без рыбы и даже без поклевок. Совпадение это или нет, но больше проверять не хочется.
При поклевке всегда бежим к жерлице, если она не застопорена. При стопоре тоже бежим, но трусцой. Если же леска сходит с катушки метрами, то спринтерский рывок - это единственный шанс не дать рыбе запутаться в траве. А при застопоренной леске были случаи разгибания застежек и пара обрывов, поэтому инстинкт заставляет бежать, чтобы успеть побороться с рыбой.
Попытки оставлять поставушки на ночь предпринимали пару раз, но вывод не получили. Однажды в рабочей бухте утром сняли несколько щук, а потом там же не было ни одной поклевки, хотя днем щука ловилась. А еще один раз мы вчетвером решили остаться на ночь, но с наступлением темноты в течение двух часов ни одна из активно работающих днем жерлиц не сработала, и мы отменили ночевку.
Вот, пожалуй, и все, что я могу сообщить о жерлицах.
Ловля щук на жерлицы интересна, активна и результативна. Но для меня не менее важно и то, что экспериментировать с ними можно без конца и это приносит дополнительное удовольствие.