За ночь немного подморозило, застеклив на асфальте талую воду. После нескольких удивительно теплых дней, порадовавших журчаньем весенних ручейков, сегодняшнее утро показалось весьма унылым. Да еще этот пресловутый ветер восточный...
Подспудно я осознавал, насколько прав мой попутчик Юрий, при переезде моста через местную речушку сказавший:
- Может сюда завернем?
- Тут и без нас народу хватит,- ответил я и решительно надавил на газ.
Действительно, плотвичку здесь ловят исправно, и от дома моего меньше одного километра.
Но в этом-то и вся загвоздка. На машине ехать глупо, из двора ее выгонять дольше, а пешком идти с ледобуром через весь центр поселка - тоже не очень хочется. Так за всю зиму ни разу и не порыбачил в родных пенатах. Ничего, нас ждут великие дела!
На Дон, в местечко "Городок", приехали далеко не первыми, но лед от избытка рыболовов совсем не ломился - десятка два в поле зрения, не больше. Юра, узнав у меня, где нет течения, туда и направился, получив вдогонку проверенные координаты окуневых и плотвиных точек. Мне же захотелось "журавля в небе", "большую такую" рыбу.
Спустился по обрыву к воде - точно, вода и есть. Прикрытая тоненьким ледком с проломанной "тропой" бурая полоса метров в пять. Ну, думаю, до второго льда высоты бахил хватит. Хватило, вылез на твердь, осмотрелся. Как раз передо мной, на повороте, где сбивается течение, расселись любители чехони с "гирляндами". Дальний поворот реки оккупировали "халявщики", заставив своими "деревяшками" изрядную акваторию. Сидят на стульчиках, чай пьют и наблюдают небрежно.
"Халявой" на Дону зовется донная снасть, где груз совмещается с привлекающим рыбу отделяющимися частичками кусочком макухи. Оснащается одним-двумя довольно короткими поводками. Конструкций - по способностям конкретного рыболова - превеликое множество. Современные - в виде удочек на стойках с пружинным кивком, и просто типа мотовильца, где поклевка отмечается либо бубенчиками, либо опрокидыванием самой "халявы", а то и вовсе никак. Пришел - проверил, вот и все. Выставлять только целую сумку поставушек хлопотно, а так - действительно халява полная.
Присоединяюсь к первой группе. "Гирлянд" у меня настроено две, но устанавливаю только одну, будет клевать - хватит. Навязанные по леске через семьдесят сантиметров друг от друга фосфорные мормышки наживляю через одну то пучком опарышей, то навозным червем. Течение умеренное и восьмиграммовый грузик уверенно находит дно.
Хорошо, спокойно. Хоть сиди и семечки лузгай. Или любуйся видами окрестными. Потому что не ловится. Но и сказать, что не клюет, пожалуй, нельзя. Клюет! Дернется жесткий кивок довольно сильно, да и все. А один раз и удочка чуть в лунку не влетела от крепкого рывка. И так у всех. То ли мелочевка шалит, то ли рыба леску задевает, непонятно.
Ветер еще усилился и, не найдя в одежде слабого места, нахолодил голую шею. Надоело высиживать капризничающую "саблю". А когда услышал за спиной чью-то раздраженную реплику: "Блин, ну вчера ж хорошо брала, да вся по полметра", решительно встал и ушел на фарватер.
Для более свободного хода лески бурю лунку наклонно к течению и настраиваю снасть для ловли на "шарик". Спиннинг, "Невская" катушка с леской 0,2 мм, оливка 14 г, кусочек изоляции в роли бусинки и вертлюжок с метровым поводком. На крючок нанизываю трех опарышей и отправляю грузило в лунку. Катушка снимается с тормоза, оливка увлекается течением и разматывает леску. Тут главное правильно подобрать вес грузила. "Тук" - есть дно. Придерживаю бортик катушки и снова отпускаю - пошло потихоньку. Вроде, все нормально.
Из группы "гирляндочников" отделился мужчина в желтой шапке-ушанке и расположился с "шариком" немного в стороне от меня. Пришел позже, а оказался более удачлив, хотя, по правде, какой это клев - три бирюка с ладошку за полчаса? Тем не менее, мне захотелось сменить место. Единственное, это не попасть в одну струю, шарик можно загнать очень далеко, на сколько лески хватит, и сдуру перехлестнуться - пара пустяков.
Неизвестно, новая лунка помогла или подсадка червяка, но вскоре и я был с уловом. Один бирючок, второй бирючок, третий... Он, хоть и носарь, все равно ерш сопливый. Да еще и пузатый до невозможности. Тряпка из ящика куда-то подевалась, а о голый лед слизь и икру с ладони не очень-то весело оттирать получается.
"Халявщикам" изредка перепадала некрупная густерка. Кто-то ниже по течению поймал неплохого рыбца. Прыгала на льду завидного размера чехонька - одна на всех. Слом погоды, нету клева.
Я все чаще и чаще поглядывал в сторону Юрия. Все его перемещения на изрядном удалении отчетливо выдавала ярко-красная куртка. Побегав по всему затону, последний час он упорно сидел на одном месте у выхода на течение под камышом. Не сматываю, а начисто разбираю снасть и иду к нему.
- Клюет, Юрок?
- Не-а!
- А в затоне что?
- Окуньков надергал под берегом, а плотва в одном месте одна за одной, но мелкая, в другом - нормальная, да раз в час.
- Пошли перекусим?
- Пошли.
Сопровождаемые добродушной парочкой - рыбаком с весьма симпатичной кучерявой собакой ("Замерз напарник", - оправдывался хозяин"), - выходим к машине. Обедаем без изысков: хлеб, ветчина, горячий чай. До темноты еще уйма времени, и для разнообразия решаем съездить на слияние, в устье впадающей в Дон Старой Калитвы. Ну и едем, разбрызгивая из колдобин воду.
Здесь тоже от берега вода, но заботливо лежат две притопленные жердины. По ним и заходим. На самом Дону виднеются три-четыре фигурки рыболовов, а на речушке уже совсем никого нет, зато лунок набуренных предостаточно. Юра идет "окучивать" правый берег, я исследую левый. Клев просто безумный, мормышка даже не успевает дойти до дна, как ее хватает жадное плотвиное племя. Иногда проскакивает и густерочка. Одна лунка, другая, третья - везде рыбы, как насыпано щедрой рукой, вот только размер... От пальца до пол-ладошки, елы-палы! Всю назад и возвращаю. А Юра вдоль другого берега вполне "ладошечных" выдергивает. Весь озабоченный, сосредоточенный. Тихо в сторону улов отбрасывает, но я же вижу.
- У тебя там лунок много? - кричу ему, будто спрашивая разрешения.
- До хрена!
Иду туда и, оставив приятелю полсотни метров с десятком отверстий, запускаю мормышку в следующее. И сразу никто не позарился. Уже хорошо! Первый подъем, второй, а на третьем сантиметрах в двадцати от дна кивок резко бьет вниз. А плотвичка-то ничего! Каждую пойманную серебристую красавицу сопровождаю отчаянным воплем: "Да что ж оно не клюет-то!".
И еще до первого десятка Юра не выдерживает:
- А ну иди отсюда!
- Куда?
- На "родину".
- Ты смотри, я ж могу не только уйти, а и уехать совсем.
Юра ругается нехорошими словами. Не от жадности великой. Мы знакомы с самого детства и имеем законное право посылать друг друга куда угодно.
Что интересно, плотва клюет почти исключительно только на подъеме при довольно быстрой игре. Решительно, дерзко. Но каждая лунка дает только два-три экземпляра, редко - пять. И все - иди дальше. Понятно, рыба "стоит". Но в отличие от "моего" берега, абсолютно точно такого же, вся плотва вполне "сковородная". Странно, крайне интересно, и я иду туда, к своим первым лункам.
Ничего не изменилось. Бешеная пляска кивка еще при опускании. Подсечь почти невозможно, но, исхитрившись, ловлю-таки нескольких недомерков и отправляю их подрастать. Наверно, тут просто детский сад.
Сумрачно. За весь день солнце появлялось только эпизодически. И вот сейчас, например, довольно затруднительно определить, сколько времени. Фотоаппарат "от греха" оставлен в бардачке машины, а телефон из дальнего кармана доставать лень, но чувствую, до темноты не больше часа осталось. Хочется проверить еще одну точку. Всегда окуневую. "Забив" на плотву, иду туда. Лунок набурено много, а самое "то место" сплошь заставлено "телевизорами". Аборигены, мать их за ногу!
Отсюда отчетливо видно, что метрах в трехстах ниже по течению Дона уже вовсю плещется вода. Там всегда промывает раньше всего. Здесь-то еще постоит довольно толстый лед, но выйти на него уже через неделю будет крайне проблематично. Но то еще когда!
Немного отступаю с "занятых неприятелем позиций" и пытаюсь расшевелить полосатого. Не получается. Но плотва "влетает" зачетная - больше ладони. По одному "серебряному слитку" на две-три лунки. Ну, и ладно. Если все будут рыбу ловить, ее и вовсе не останется. Выуживаю из неудобного кармана мобильник: 17.08. Пора и честь знать, дорога "не айс", выехать бы засветло. Машу Юрию рукой и, замочив-таки ноги, выбредаю на берег.
И, что ни говори, а рыбалка удалась! Правда, Юра сказал, чего это мы сюда с утра не приехали? Но на этот счет у меня и свое мнение имеется. Не рыбой единой... Ведь, правда?
Александр Тищенко, Воронежская обл.
Свежие комментарии