На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Всё о рыбалке

20 302 подписчика

Свежие комментарии

Уроки из моей жизни

За сорок с лишним лет увлечения рыбалкой я не однажды попадал в совершенно неожиданные ситуации, ставившие меня в трудное положение, а иногда и связанные с риском для жизни. Ценою "самообуча" я приобрел те бесценные знания, которые принято называть "жизненным опытом" и которыми я хочу поделиться с читателями. Я буду счастлив, если мои заметки окажутся полезными хотя бы одному человеку.

Сначала - о событиях, участником или свидетелем которых я был. Все они были давно, в прошлом веке, но память о них жива до сих пор. Надеюсь, что уроки для себя читатели извлекут сами. Я же постараюсь в конце материала подвести итог сказанному и предложить читателю своего рода памятку по мерам безопасности на рыбалке. Итак, о том, что было.

Осторожно! Зыбучий песок!

В 60-х годах я с товарищем возвращался с рыбалки. Товарищ был моложе, выше, крупнее и спортивнее меня.

Был летний солнечный день. Сокращая путь до платформы железной дороги Горький - Москва, мы решили вброд перейти речку Сейма при ее впадении в затон. В том месте мы были впервые. Речка неширокая, метров около двадцати. Дно - золотистый песок. Глубина небольшая. Думали, перейдем как по мосту. Но все оказалось намного сложнее. Мы не придали значения высокой скорости течения воды.

Ступив в воду, я сразу почувствовал, что ноги глубоко вязнут в песок, не ощущая опоры. Песок находился во взвешенном состоянии. С трудом вытаскивая из песка одну ногу, я другую загонял глубоко в вязкое дно. Мое спасение зависело только от быстроты передвижения.

И все бы было ничего, если бы глубина речки была одинаковой от берега до берега - по пояс. Но у противоположного берега проходила ложбина шириной в несколько метров, глубина в которой доходила уже до подбородка.

Эффективно оттолкнуться ногами от дна не удавалось. Плыть не позволяли одежда, рюкзак и снасти в обеих руках. А ноги тем временем стремительно обволакивал песок. Товарищ выбрался на спасительный берег раньше меня. Но помочь мне он не мог: расстояние между нами было больше длины удилища.

Страха и паники у меня не было. Но было очень невесело: мозг отлично отслеживал ситуацию. Любая ошибка в моих действиях могла обойтись очень дорого. Неимоверным напряжением сил я приблизился к берегу, а товарищ помог мне обрести твердую опору под ногами.

Понимаю, что подобный брод может оказаться единственным среди тысячи других. Но мне такой попался. Может попасться и вам. Будьте осторожны!

Взрывоопасные лодки

В 60-х годах я купил в магазине одноместную резиновую лодку. Лодка отличная, удобная, легкая. Не помню точно, сколько времени она была у меня до описываемого случая, но думаю, не более пяти лет.

Лодку я любил и берег. Накачивал секции попеременно, проверяя упругость баллонов рукой. Всегда чуть-чуть "не докачивал" - страховался, помнил о "коварстве" нагретого солнцем воздуха. Мною были разработаны предохранительные клапаны для выпуска воздуха. Но на лодку я их не установил, так как не хотел нарушить ее целостность врезкой дополнительных бобышек.

Однажды я накачивал лодку в темноте на берегу озера - мы с приятелем готовились к утренней рыбалке. Накачивал по привычной схеме. Вдруг раздался громкий хлопок, который я сначала принял за выстрел охотничьего ружья. Оказалось, "рванул" кормовой отсек. Я до сих пор убежден, что лодку "не перекачал".

Дома я внимательно рассмотрел то, что осталось от лодки. Длина разрыва материала баллона составляла 67 см. И отдельные факты, которые я замечал ранее, но которым не придавал значения, стали складываться в одну картину.

Согласно паспорту, лодка изготовлена из армированной резины. Но осмотр куска резины дал повод в этом усомниться. Резина представлялась обычной, никаких следов армирования не было обнаружено. Кроме этого краска по всей поверхности лодки напоминала мозаику из мелких зеленых чешуек с хорошо различимыми темными границами между чешуйками. Это было явным признаком старения резины.

Конечно, потеря лодки меня очень огорчила. Но мне стало страшно, когда я представил: что было бы, "взорвись" стоящая на якоре лодка на Волге, где глубина 15 м?! Поэтому наличие у рыбака спасательного жилета при подобных авариях резиновых лодок гарантирует сохранение жизни человека.

Вывод из сказанного: почаще и повнимательнее осматривайте свои лодки, особенно - если они изготовлены однослойными, без корда.

Соблюдай дистанцию!

В 70-х годах на Волге я стал свидетелем беспрецедентного случая. Группе рыбаков на резиновых лодках, плывущих от правого берега к левому, предстояло пересечь фарватер. Заметив приближающийся с низовья реки огромный танкер, все лодки, кроме одной, остановились на безопасной дистанции от курса корабля. Единственная лодка, продолжавшая движение, оказалась рядом с танкером. Произошедшее затем меня шокировало, думаю, что не только меня.

Стоявший на капитанском мостике мужчина бросил в направлении лодки длинный кусок толстой трубы. У меня создалось впечатление, что труба летит прямо в рыбака. К счастью, бросавший промахнулся, и немудрено, учитывая скорость танкера и высоту над водой капитанского мостика. Но мне стало жутко, когда я представил возможный финал этой сцены.

Безусловно, рыбак совершил непростительную ошибку: ни в коем случае нельзя "шутить" со многотысячетонной махиной! Напомню, дело происходило в советское время, когда люди относились друг к другу намного добрее, чем сейчас. Вероятность повторения подобного случая в любом месте и в любое время теперь многократно возросла. И развязка может быть не столь счастливой. Помните это! Соблюдайте дистанцию!

Хотел бы добавить к сказанному. Близко подходя к движущемуся огромному танкеру, рыбак в прямом смысле рисковал жизнью. Но не от удара трубой - это случай исключительный. Одной из причин гибели рыбака могло быть попадание лодки под нос корабля, независящее от рыбака перемещение лодки на курс танкера могло произойти под воздействием ряда факторов: волн, течения воды, порывов ветра. Но если корабль не подомнет лодку под себя, возникнет другая очень серьезная опасность. Дело в том, что при определенном расстоянии между лодкой и корпусом судна возникает струйное течение, в результате которого лодка стремится опрокинуться через ближний к судну борт, затягиваясь при этом вглубь толщи воды.

В огромных величинах действующих при этом сил я смог убедиться на собственном опыте еще в школьные годы. Взяв в прокате шлюпки, мы, пацаны, выходили на Оку и дожидались идущего вверх по реке буксира, тянувшего на тросе караван барж. Обычно к корме последней баржи цепью крепилась рыбацкая лодка. Зацепившись за нее, мы, не тратя своих сил, добирались до любимых мест, откуда с удовольствием возвращались благодаря сильному течению воды. Для того чтобы в нужное мгновение суметь ухватиться за лодку, требовались филигранный расчет и большой опыт. Естественно, о существовании струйного течения мы не имели ни малейшего представления.

Однажды и я решил попытать счастья. Но, видимо, подошел на шлюпке слишком близко к борту баржи. Шлюпка резко накренилась. Еще чуть-чуть - и вода захлестнет шлюпку. Мне уже было не до прогулки. Изо всех сил я отталкивался от баржи. Но длины рук оказалось недостаточно. В ход пошло весло, только с его помощью я смог вырваться из объятий законов физики.

В 60-е годы при схожих обстоятельствах погибли мужчина и его дочка, жившие в соседнем доме. На "Казанке" с мотором их затянуло под корпус сухогруза. Возможно, лодка прошла слишком близко от теплохода.

Берегитесь! Вас не видят!

Дело было на Волге в районе Фокино вечером теплого солнечного дня. На резиновой лодке я с рыбалки возвращался на правый берег, до которого было километра два. Я не первый раз был в этом районе и хорошо изучил маршруты движения судов. Двигаясь с верховья Волги, суда выполняли затяжной маневр в виде зигзага, переходя от правого берега к левому.

Мне предстояло пересечь фарватер у левого берега до того, как по нему пронесется теплоход на подводных крыльях "Метеор", замеченный мною издалека со стороны тогда еще города Горького. Времени у меня было вполне достаточно. Миновав опасную зону, я заметил, что "Метеор" не выполнил обычного маневра и продолжал двигаться на меня. Я остановился, снял фуражку и стал махать ею над головой.

Обычно, заметив опасность на пути, судно включает сирену и пытается избежать столкновения. "Метеор" сигналов не подавал, скорости не сбавлял и пронесся мимо меня на расстоянии нескольких десятков метров. Страшно мне стало только тогда, когда я увидел корму корабля. Взглянув вслед быстро удаляющемуся "Метеору", я понял, в какой ситуации оказался и как мне неслыханно повезло.

Напомню: близился вечер, солнце находилось невысоко над горизонтом и "располагалось" точно по оси реки впереди корабля. Было тихо. Вода блестела как начищенное зеркало. С капитанского мостика "Метеора" очень трудно было заметить небольшую лодку посреди бескрайнего солнечного блика на воде. Рулевой теплохода меня не заметил. Ожидаемого мною маневра корабль не выполнил потому, что глубина реки позволяла "срезать" путь, сэкономив горючее: ранее таким курсом проходили небольшие тихоходные теплоходы местных линий.

Спустя годы похожая ситуация сложилась для меня на Оке, когда я стоял на якоре, недалеко от границы фарватера. Но Ока значительно уже Волги, фарватер четко обозначен ходовыми знаками (в отличие от Волги), да и "самоходка" - не крейсерский "Метеор". И от фарватера теплоход не отклонился. И все же...

После этого случая я стал брать на рыбалку лазерную "указку" (в годы "перестройки" мальчишки забавлялись такими на улицах). В критических случаях ею можно подать знак судну. Лазерный луч будет замечен и в солнечный день, и в тумане, и в темноте. К счастью, воспользоваться "указкой" мне не потребовалось.

Тем, кто сегодня рыбачит на лодках, очень советую всегда иметь при себе эту дешевую и компактную "игрушку".

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх