На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Всё о рыбалке

20 294 подписчика

Свежие комментарии

Резиновый амортизатор на маховое удилище

Резиновый амортизатор на маховое удилище

Обычную маховую удочку с глухой оснасткой очень любят рыболовы-поплавочники за простоту использования и универсальность. Два-три удилища разной длины, десяток оснасток — это всё, что необходимо для ловли любой рыбы: от уклейки до леща. Но, на мой взгляд, недостаток информации о конструкции резинового амортизатора не позволяет серьёзно расширить возможности обычных «махалок» при охоте за крупной рыбой.

Установленный на маховое удилище резиновый амортизатор позволяет не только охотиться за трофейной рыбой, не используя катушечную снасть, но и применять гораздо более тонкие снасти при обычной ловле, что, несомненно, всегда даёт преимущество. Я уже неоднократно приводил примеры из собственного опыта и опыта других рыболовов, когда резиновый амортизатор выручал в трудных ситуациях, но сейчас речь пойдёт об оснащении удочки.

Требования к удилищу

Безусловно, оснащать короткое удилище резиновым амортизатором не имеет никакого смысла — крупную рыбу редко ловят возле берега. Поэтому потребуется удилище длиной 7–9 м. Оно должно быть весьма жёстким — это хоть и противоречит условиям лёгкого заброса оснастки, но зато на него не окажет сильного влияния дополнительный груз в виде встроенного амортизатора. Прочность и жёсткость удилища зависит от размера предполагаемого трофея: охотиться за крупной рыбой с лёгким, а соответственно недостаточно прочным удилищем, значит, подвергать своё душевное спокойствие серьёзному испытанию. Подобрать такое удилище несложно; правда, желательно сразу же в магазине подобрать пару пустотелых хлыстиков, которые будут оснащаться резиной.

 

Внутренняя втулка способствует более свободному проходу резины в хлысте; внешняя — позволяет меньше укорачивать хлыст.
Внутренняя втулка способствует более свободному проходу резины в хлысте; внешняя — позволяет меньше укорачивать хлыст.

 

Что ещё необходимо

Для оснащения маховой удочки резиновым амортизатором понадобится несколько дополнительных аксессуаров: втулка на вершинку хлыстика, внутренняя втулка-конус для резины, коннектор и конечно же сам резиновый амортизатор. Если есть возможность, стоит подобрать подходящий пустотелый хлыстик на удилище взамен «родного» (он будет запасным или может быть использован для ловли некрупной рыбы). Для оснащения отлично сгодится поломанный хлыст, от которого осталось не более трети или даже четверти длины. Иногда удаётся подобрать подходящий хлыст в магазине, его длина и качество не очень важны, ведь от него потребуется кусок в 20 см. В совсем безвыходном положении можно обойтись и вовсе без верхнего колена (хлыстика), а втулку установить на второе. То же самое рекомендуется сделать, если удилище оснащается для ловли достаточно крупного карпа — резина должна быть толстой (1,6–1,8 мм), и она не всегда проходит в тонкую вершинку маховой удочки. Резиновый амортизатор, поскольку он будет одного диаметра для самых разных условий ловли, нужно выбрать наиболее универсального диаметра — примерно 1,2 мм. Такой хотя и недостаточно сработает при вываживании некрупной рыбы, зато отлично самортизирует рывки крупной, что, согласитесь, намного важнее. По возможности стоит оснастить два-три хлыстика резиной разного диаметра и устанавливать их непосредственно перед рыбалкой, что существенно расширяет возможности рыболова. Втулку можно использовать как внешнюю, так и внутреннюю, но иногда её применение диктуется слишком тонким вторым коленом, когда хлыст с внешней втулкой попросту в него не входит. Диаметр втулки (и хлыста!) должен быть таким, чтобы в неё свободно проходил имеющийся резиновый амортизатор. Если это не соблюдать, то затруднения при его вытягивании, а значит, недостаточная амортизация при вываживании обеспечены. Коннектор между резиновым амортизатором и леской тоже должен свободно проходить в отверстие второго колена, но с этим обычно проблем нет. Несколько затруднён выбор внутреннего конуса для крепления резины. Можно подобрать цанговую конструкцию, которая упирается торцами лепестков в нижний торец второго или третьего колена. Недостатками его следует признать невозможность регулировки натяжения резины и малый запас на перевязывание резинового амортизатора в случае износа. Зато такая конструкция имеет минимальную массу и практически не влияет на строй удилища. Мне же больше всего нравятся конусные втулки от Stonfo, внутрь которых вставляется маленькое мотовильце с запасом резины. Их можно подобрать, а затем точно подогнать под диаметр торца второго или третьего колена, а мотовильце позволяет регулировать предварительное натяжение резинового амортизатора и сохранять запас на неизбежное укорачивание при периодическом перевязывании коннектора. Иногда мотовильце само, без конуса, в который оно вставляется, подходит под второе или третье колено — это идеальный случай и тогда никакой подгонки не требуется. Однако своё первое удилище я оснастил резиной ещё в середине 1990-х гг., просто использовав пуговицу подходящего диаметра, за которую привязал резину. Тогда о коннекторах и внутренних стопорах в России и понятия не имели.

 

Конусная втулка с мотовильцем идеально подходит для оснащения махового удилища амортизатором.
Конусная втулка с мотовильцем идеально подходит для оснащения махового удилища амортизатором.

 

Несложные работы

Прежде всего необходимо наметить место, где будет обрезаться хлыст удилища под втулку. Рез лучше всего делать алмазным надфилем по окружности хлыста, не прикладывая усилия, чтобы не расщепить углепластик вдоль волокон. Края реза следует обязательно подровнять мелкой шкуркой от заусенцев. Втулка должна надеваться на хлыст с определённым усилием; при установке я всегда приклеиваю её капелькой суперклея, чтобы втулка самопроизвольно не слетала. Можно, но необязательно, сделать все хлысты одинаковой длины. Если в штекерной ловле это весьма важно (в процессе рыбалки киты могут заменяться произвольно и при разной их длине не удаётся ловить чётко в прикормленной точке), то для маховой удочки хлыст ставится перед рыбалкой и заменяется весьма редко. Да и ловля маховой удочкой не такая точная, как штекером, поэтому для неё различие в длине на 5–10 см не слишком важно.

Далее необходимо определиться с местом установки конуса. Это должен быть нижний торец либо второго, либо третьего колена. Почему именно торец? Во-первых, это место прочное — стык двух колен на маховых удилищах практически всегда дополнительно усиливается.Во-вторых, к внутреннему конусу нет необходимости привязывать отрезок лески или «плетёнки», за который их извлекают из колена, а значит, эта леска не попадет в стык и не нарушит его работу. В-третьих, мотовильце всегда на виду, его просто достать, подмотать или отпустить резину и собрать в транспортное положение.

Длина резинового амортизатора и то, за какое колено его крепить, определяются достаточно просто. Чем толще амортизатор, тем он должен быть длиннее, поскольку рассчитан на крупную рыбу и должен амортизировать продолжительные её выпады при вываживании. Для амортизатора диаметром 1–1,4 мм достаточно длины 1–1,5 м, а для более толстого — 2–2,5 м. Не стоит забывать, что длина хорошей резины при растягивании увеличивается в пять-шесть раз, а значит, резерв при вываживании будет от 5 до 15 м.

Далее всё совсем просто: резину пропускают в хлыстик, привязывают коннектор, отмеряют необходимую (с запасом) длину резины, привязывают к мотовильцу внутреннего конуса, и оснащение закончено.

Перевозка и разборка

Оснащённые амортизатором хлысты лучше всего перевозить в отдельном тубусе или матерчатом чехле, тогда резина не повреждается при перевозке. На рыбалке из удочки вывинчивают нижнюю пробку, вставляют хлыст во второе колено и раскладывают удилище как обычно: начиная с хлыста и заканчивая самым толстым коленом перед комлем. Такая методика исключает попадание резины между колен и их заклинивание. После выдвижения двух или трёх верхних колен проверяют предварительное натяжение амортизатора — оно должно составлять 5–15 см в зависимости от длины и толщины. При необходимости его регулируют, наматывая или сматывая с мотовильца резину. Если вдруг в процессе ловли амортизатор перестаёт убираться внутрь хлыста, то можно увеличить предварительное натяжение. Если же такая ситуация возникает постоянно, это свидетельство малого диаметра хлыста и втулки, в которых резина залипает. В таком случае придётся подобрать втулку бульшего диаметра и еще укоротить хлыст.

 

Благодаря резиновому амортизатору великолепная густера, соблазнившаяся насадкой, не сошла и не порвала тонкий поводок.
Благодаря резиновому амортизатору великолепная густера, соблазнившаяся насадкой, не сошла и не порвала тонкий поводок.

 

Некоторые особенности ловли

Конечно, маховая удочка с резиновым амортизатором — прекрасный инструмент, но она всё же не заменяет штекерное удилище. Особенно это чувствуется при вываживании крупной рыбы — леска сильно удлиняется из-за амортизатора. Тогда приходится выполнять два условия. Первое — это использовать оснастки всегда на 30–50 см короче, чем удилище, а в некоторых случаях короче на одно-дваколена, которые складывают при вытаскивании оснастки для перенасаживания приманки. Второе — обязателен подсачек на длиннойручке. Если оснастка намного короче удочки, то после приёма рыбы в подсачек никогда не забывайте либо ослабить леску, либо сложитьодно-два колена, в противном случае легко сломать верхние колена, и амортизатор не спасёт. У штекеристов есть приём, позволяющий укоротить излишне вытянувшуюся резину при вываживании рыбы, им можно успешно пользоваться и при ловле маховой удочкой с резиновым амортизатором. На первом этапе вываживания, когда рыба мощно сопротивляется, она сильно вытягивает резину, но на втором — борьба идёт уже возле берега и вытянутый амортизатор только мешает. Убрать его внутрь колен можно, резко уменьшив нагрузку, для чего удилище достаточно энергично подают в сторону рыбы. При этом важно не слишком ослабить натяжение, иначе может выпасть крючок изо рта рыбы. Амортизатор без нагрузки мгновенно спрячется в удилище, и вываживание можно будет продолжить на более короткой резине, а значит, комфортно и безопасно взять трофей.

При вываживании рыбы нежелательно заводить удилище за спину, иногда приходится даже затягивать вываживание, предохраняя снасть от поломки, но без большого усилия.

Ещё одна проблема, которая возникает при ловле штекером, — необходимость освобождения от зацепа. Не важно, что повисло на крючке: лещ или коряга, резина будет работать до последнего. Поэтому махать удилищем, и уж тем более бить по нему в состоянии натяжения, что гарантирует его поломку, категорически нельзя. Освободиться от зацепа или оборвать поводок можно, отходя от берега и держа удочку под небольшим углом к поверхности воды. Если отойти некуда, то удилище постепенно складывают, начиная с нижних колен, но в этом случае оно должно располагаться точно в направлении зацепа, чтобы не сломались верхние колена из-за чрезмерной нагрузки.

Все эти правила несложно соблюдать, зато поимка трофейного леща, язя или карпа тонкой чувствительной снастью всегда желанна и памятна для рыболова.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх