У многих рыболовов российской средней полосы опыт ловли ротана летом и особенно зимой по первому льду богат и разнообразен — рыбка эта уже стала притчей во языцах почти повсеместно.
А вот в межсезонье - ранней весной после cхода льда или промозглой сырой осенью - половить эту рыбку доводится далеко не всем, мало кто отважится на подобную рыбалку.
Обычным серым утром, когда вот-вот заморосит дождь, спускаем надувные лодки на своем «ротаньем» озере. Холодно, зябко и неуютно, как и положено в апреле. Но об этом забываешь, когда слышишь, как весла рассекают воду, и этот звук умиротворенно «стекает» по душе, заставляя ее сжиматься в ожидании чего-то чудесного в предвкушении интересной рыбалки.
Встаем на своем проверенном месте - глубина здесь не более 1, 5 м. И дружно забрасываем снасти, проще которых ничего и не придумать - такими летом детвора ловит у берега подросших щурят-«карандашей»: на поверхности воды - поплавок, внизу - блесна с насадкой.
Многие для охоты на ротана применяют обычные покупные зимние блесенки длиной 2-3 см, рассчитанные на ловлю окуня. А я использую для этих целей самодельную приманку, вырезанную ножницами из алюминиевой банки из-под пива. Она достаточно широкая, длиной 5 см, оснащена маленьким тройником. Размеры специально подобраны для ловли крупного ротана. Я ее эксцентрично утяжеляю грузилами-«дробниками», которые заставляют опускаемую в воду блесну планировать по широкой траектории. Насадкой на тройнике служат кусочки парного мяса или cала (иногда с чесноком), редких случаях я применяю червя, поскольку на него чаще клюет мелочь.
Итак, сумрачное утро на пригородном озере, наши три лодки возле уловистой косы, три поплавка у кромки берега. Мы ожидаем начала клева. Изредка поддергиваем удилищами леску, шевеля в глубине блесну, которая должна привлечь рыбу.
За этим делом я как-то упускаю сам момент первой поклевки у соседа, вижу только, как Валентин вываживает хорошего ротана - не менее 250 г. Начало положено.
Интересуюсь: ни что? Говорит, что на червя. Но мы с Владимиром продолжаем ловить на парное мясо - знаем, что эта насадка себя еще покажет.
Я перезабрасываю снасть, кладу поплавок прямо на гpаницу засохшей осоки, и сразу следует поклевка. Достаю из воды крупного, черного с пятнистой сизой головой «бычка». Какая все же это красивая рыба! Особенно она хороша в момент извлечения из воды. Выгнувшись и раскрыв пасть, ротан всем своим видом выражает крайнее недовольство из-за того, что лишен родной стихии.
Снова заброс, и снова поклевка влет. Клев наладился не только у меня одного - вся наша компания дружно в утренней тишине работает удилищами, лишь изредка обмениваясь впечатлениями о получаемом удовольствии.
Проходит не менее полутора часов, прежде чем клев начиняет понемногу стихать. Напрашиваются два варианта: или мы выловили в этом месте всю крупную рыбу, или пришло время что-либо изменить в тактике ловли.
Для начала переходим на другие насадки, затем пробуем «бороздить» блеснами верхние слои воды. Какое-то время это приносит свои плоды в виде пары ротанов, но затем клев окончательно прекращается. Значит, надо вновь заниматься поиском головешки. Снимаемся с якорей и плывем к кустам протоки, в соседнее зеркало нашего озера. Здесь клев - как с утра. То есть уже можно сделать вывод, что рыба в холодной весенней воде предпочитает отстаиваться в определенных прогретых солнцем местах и не расположена к активным путешествиям по водоему. Отсюда и наша дальнейшая тактика рыбалки на день: непрерывно перемещаться в поисках новых и новых мест скопления ротана. Ну, и варьировать насадкам, пытаясь определить на каждом новом месте пищевое пристрастие ротанов. Например, на только что обнаруженном «пятачке» все почему-то дружно и успехом начали ловить на сало. Ротан клюет азартно и засекается надежно, без сходов.
Тактики мы придерживаемся первоначальной: снасть закидываем под нависший над водой ИВОВЫЙ куст или ближе к осоке. Блесна оказывается почти у дна, в 5-10 см от догнивающих там прошлогодних водорослей.
Проводка приманки выглядит следующим образом: несколько секунд ожидания после сброса, затем короткий рывок поплавка на себя, снова пауза, и затем очередной рывок; после 5-6 протяжек - перезаброс. Где-то после первых рывков, на паузе, мгновенно исчезает поплавок, и кончик удилища, круто прогибаясь, указывает направление «уходящего» хищника. При подсечке возникает ощущение вываживания очень крупной и сильной рыбы. В общем, на этой рыбалке эмоций хватает. Тем она и привлекательна - сопротивлением решительного и сильного хищника.
Пройдя всего три уловистых места и уже наполовину наполнив объемистые мешки добычей, решаем сделать перерыв и, как говорят зимой рыболовы, «сдвинуть ящики» в смысле сцепиться лодками.
Серенькая погода как-то незаметно превратилась в яркий солнечный день, внеся элемент праздника на воде.
Завтракаем, затем расплываемся в разные стороны по всей акватории озера, а первую очередь отдавая предпочтение местам, расположенным вблизи кустов, уютных бухточек, обрамленных зарослями растущего прямо из воды ивняка. По нашим наблюдениям, именно тут-то и держатся наибольшие скопления крупного ротана. Ну, а клевать он будет, видимо, в течение всего дня на все насадки из нашего набора.
Издалека замечаю как уже заякорившись у дальнего одинокого кустика, Валентин выхватил из воды подсачеком весьма солидный трофей, затем еще один.
Я пытаюсь положить снасть прямо под прибрежный куст, шестым чувством угадывая здесь солидную добычу. Не сразу, но мне все же удается положить поплавок прямо у оголенных веток куста. И сразу следует сильная поклевка. Только бы не было зацепа, только бы не задеть за ветки куста...
Наконец виновник моих волнении подведен к лодке и благополучно повисает на леске. Граммов 350 в нем будет, не меньше. Снова подаю снасть к счастливому кусту, но тут блесна за что-то цепляется вполводы. Отцепил, но больше приманкой рисковать не хочу.
Решаю взять другую снасть. Беру приготовленное 4-метровое удилище с боковым кивком и небольшой окуневoй блесной. Вот теперь можно подлезть в любую дыру между небольшими просветами сплетенных ивовых веток.
Не успела приманка опуститься в толщу куста и на 20-30 см, как следует мощная хватка. Еще один красавец отправляется в мешок. Дальше - дело техники и сноровки.
Клюет практически при каждом покачивании опущенной в воду блесны. Кивок, а за ним и кончик удилища упруго прогибаются при поклевке, и снова очередной ротан дергается на сверкающей под солнцем блесне. В улове нет ни одной рыбы мельче 150 г.
А как приятно чувствовать передаюшиеся на руку упругие удары сопротивляющейся рыбы! Подсечки происходят уже автоматически. Быстро экстрактором достаю жало тройника из пасти «бычка», насаживаю новую насадку, и снова блесна исчезает в узких просветах воды между стволов и веток...
В пылу рыбалки не замечаю подплывшего ко мне вплотную Владимира. У него уже с полчаса полная тишина, а я, понимаешь, «гребу рыбу лопатой». Предлагаю ему переоборудовать снасть и пристроиться с другой стороны «уловистого» куста.
Бокового кивка у товарища нет, но это не беда. По моему совету он вовсе убирает поплавок, а гибкая тонкая вершинка удилища при клеве крупной рыбы вполне сойдет за сигнализатор поклевки.
Через 10 минут дело пошло и у моего приятеля. Еще целый час этот необыкновенно богатый рыбой «пятачок» у куста радовал нас крупными ротанами. Очень удачное место. И все же и это урожайное поле истощилось. Мы оба перемещаемся в затон ближе к обособившемуся приятелю Валентину. Интересно, как у него идут дела.
А у того и правда результат выше всяких ожиданий. И рыбы много, и есть пара рекордных для нашего озера экземпляров - под 400 г. И ловит он в отличие от нас по всей акватории своего уютного заливчика, а не только впритык к кустам. Значит, нашел место скопления крупного ротана.
Все становится понятно при взгляде на поверхность воды. На солнышке то тут, то там сверкают бока густо скопившейся в заливе шустрой верховки. Иногда рыбешки «брызжут» по все стороны, спасаясь от атак хищника.
Теперь все трое располагаемся по периметру многообещающего залива. Снова ловим с поплавком. Насадка - парное мясо. Клюет превосходно. Поплавок исчезает рывком, ротан натягивает леску, сгибая дугой кончик удилища, клюет надежно.
Ловля в нашей компании превращается в настоящее соревнование. Ревниво подсчитываем каждый хвост, выловленный соседом. Валентин поймал подряд пару весомых «бычков», но и у меня дела не хуже. Теперь мы ловим почти со дна, касаясь нашими блеснами донной растительности. Протяжки делаем еще более короткими, блесна лишь слегка колеблется, что приводит, по-видимому, к paзбросу солнечных бликов от поверхности приманки. Теперь она похожа на играющую в воде верховку.
И все-таки к обеду, как и положено на рыбалке, клев прекратился.
Ревниво оцениваем улов каждого. Очень даже неплохо, причем у всех троих. Но где-то на десяток хвостов Валентин всe же опережает. Вот что значит изначально попал на «золотую жилу».
...Поднявшийся от дальних шеренг камыша слабый ветерок так и наталкивает на мысль начать послеобеденную ловлю у далекого северного берега озера. Уж очень заманчиво встать в затишке, возле двухметровых шуршащих, защищающих от порывов холодного ветра стеблей.
Встаем на якорь на неизведанном доселе месте. Новое всегда притягивает своей загадочностью и таинством ожиданий.
Первые забросы и первые поклевки. И первые разочарования. Здесь досаждает мелкий 50-граммовый «бычок». Еще 15-20 минут эксперимента - и мы дружно перебираемся в сторону, к свисающим над берегом кустам ивняка. Почти полная копия предыдущего «камерного» залива, освоенного Валентином.
Рассредоточились по краям, чтобы не мешать друг другу и в то же время обловить всю заманчивую акваторию. Договорились: все ловим на разные насадки, чтобы выяснить, что именно предпочитает здесь ротан.
Оказалось, он предпочитает червя. Две поклевки - два солидных ротана у Владимира. Мы тоже ставим эту наживку и присоединяемся к счастливчику.
У меня сразу хватка, да еще какая! Ротан не только выгнул дугой вершинку удилища, но и упрямо тянет под куст, не позволяя развернуть себя к лодке. Сильно тянет. Приятная тяжесть. Кажется, сорвись сейчас эта рыба с крючка - не выдержу, прыгну за ней следом. Но нет, все-таки после долгого сопротивления здоровяк заведен (для подстраховки) в подсачек и водворен в лодку. Напряжение медленно отпускает. А в руке трепещется плененный 300-граммовый красавец.
Да, такие мгновения настоящее украшение этой рыбалки. Друзья поздравляют с трофеем.
Снова заброс. И опять с ходу ныряет поплавок. Чуть ли не одновременно каждый из нас троих достает свою черно-пятнистую добычу.
Поклевки следуют регулярно. Две-три протяжки поплавка, и очередной «бычок» отправляется в пакет к своим собратьям. При затихании клева отъезжаем чуть в сторону, процесс возобновляется. Когда пауза в клеве затягивается больше, чем на десять минут, переходим на мясо. На него крупный ротан хватает так жадно, что порой приходится применять пинцет для извлечения тройника из глубин жесткой хрящеватой пасти.
Нет, что ни говори, а ловля крупною ротана азартное занятие, она пробуждает стойкое желание вновь и вновь приехать сюда, на заветное озеро...
Вечереет. Смотаны снасти. Последний взгляд с лодки на застывшую в вечерней тишине гладь озера - и к берегу. Конец еще одной замечательной рыбалке. Вот тебе и межсезонье...
Главное весной - найти стоянку крупного ротана. Интересно, что с насадкой на каждом новом месте надо обязательно экспериментировать. И конечно, правильно подавать ее хищнику на заметной ему приманке - небольшой блесне, обязательно легкой. Это увеличивает уловистость снасти. Уверен, что мой успех определяют также маленькие, очень зацепистые тройники, способные пробить жесткую пасть ротана.
Вообще, эта рыба демонстрирует иногда жадность просто невероятную, при хорошем клеве она равнодушна к любой грубости в оснастке. Тогда не играет никакой роли и толщина лески, лови хоть на тpoc, и поплавок можно применять большой огрузки. Ротану важнее другое - ему подавай хороший кусочек мяса или сала, тогда он забывает обо всем.
Межсезонная весенняя ловля крупной «головешки» оказалась добычливой. К концу рыбалки у каждого из нас был солидный улов, и весь он состоял из рыб весом от 150 до 350 г. С такой добычей нестыдно и домой заявиться.
В.Жвакин
Свежие комментарии