На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Всё о рыбалке

20 292 подписчика

Свежие комментарии

Рыболовных дел мастер

Первое знакомство

Давно оно состоялось. Пожалуй, годов шесть прошло с той поры. На карасевом озере Семискуль в Курганской области тогда мы встретились. В начале апреля местный обитатель глубин жадно начинал хватать наживку, радовать сердце рыболова уверенными поклёвками.

К полудню в рыбацком мешке у меня было несколько килограммов отборного карася.

Свои лунки я пробурил недалеко от берега, у кромки редкого камыша. Сидел в гордом одиночестве, в стороне от словоохотливой кампании веселых мужиков. Тогда и подошёл ко мне пожилой рыбачок со своим уловом. На глаз, да и по тому, как тяжело снимал он с себя мешок с рыбой, определил: неплохой улов.

Присел он недалеко от меня на свой ящик. Закурили, разговорились, как это обычно бывает. Между тем я продолжал вытаскивать на апрельский лед лобастых неповоротливых карасей. Дядя Миша, так звали рыбака, оказался земляком, он тоже жил в Тюменской области, почти рядом с нашим райцентром.

- Не часто у тебя клюет, однако, - заметил гость.

- Нормально. Чего еще надо, вон какой замечательный карась идет, - ответил я, вытаскивая на лед очередного "лаптя".

- А вот на, попробуй на мою мормышку.

Он достал желтую коробочку размером с портсигар, отцепил с поролоновой подкладки мормышку, протянул мне. Она была похожа на обыкновенный "клопик", но чем-то неуловимо отличалась от заводского изделия. И не только по весу, но и по исключительной полировке, раскраске и маленьким ребрышкам вдоль тела. Я тут же переоснастил удочку и сразу поразился уловистости нового приобретения. Поклевки следовали одна за другой, без промедления, стоило лишь мормышке с наживкой едва коснуться дна водоема. Буквально за считанные минуты я выдернул из-подо льда больше десятка карасей.

К стоянке автотранспорта по озерным лужам шли вместе. Теперь наши уловы, наверное, сравнялись, а я никак не мог поверить, что бывают настолько "уловистые" мормышки, и все расспрашивал Михаила Анисимовича, как он их делает, давно ли занимается этим увлекательным ремеслом.

Он охотно отвечал на все вопросы, а потом, заметив мой неподдельный интерес, пригласил в гости, ибо наши села, как оказалось, находятся по соседству.

С детства с удочкой

Большой пробковый поплавок вздрогнул, словно на какую-то преграду в воде наткнулся, а потом сменил направление на тихом течении и пошёл в глубь, к средине Тобола. Мишка рванул удилище и сразу почувствовал на другом конце ощутимое упорство рыбы, тонкий его таловый прут-удилище аж дугой выгнулся. Ещё секунда - и на настиле парома забилась солидная серебристая сорога. Сбежались все ребятишки, которые в этот день вместе с Мишкой рыбачили.

- Ух, ты! А ну, Миха, дай посмотреть!

- Здоровая попалась!

- Я такой ещё не ловил!

- Да не упусти ты её!

От первой самостоятельно пойманной в жизни рыбины Мишка сам дар речи потерял. А она продолжала играть ослепительным серебром, поднимая целую бурю в бидончике с водой, куда определил её юный рыбак...

Как давно это было! Тогда только-только отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, осенью большая семья Мингалевых собиралась провожать Мишутку в первый класс. А он уже чувствовал себя в ту пору заправским рыбаком и кормильцем, так как занятие рыбалкой стало его первостатейным делом.

С поля - на речку

После окончания семи классов Михаил работал в колхозе прицепщиком, пахал и сеял, приглядывался к трактору, а потом и сам садился за его рычаги. В горячее время полевых работ в поле трудились до первых звезд, но редкое утро проходило без того, чтобы молодой рыбак не побывал на Тоболе или его старицах. Общение с природой заменяло сон, становилось жизненной потребностью.

А какие рассветы встречал он над широкой гладью сибирской реки, какими нетленными красками были они расписаны, как живо и органично вписывались в утренний пейзаж гуляющие по берегу осторожные цапли, какими испуганными глазками-бусинками смотрел на рыбака птенец чайки, невесть как оказавшийся в рыбацкой лодке. Стал он его осторожно подкармливать мелкой рыбёшкой, вместе плавали каждое утро к заветным рыбным местам, а когда Михаил уходил на работу, то оставлял птенцу в лодке и обед, и ужин.

Так они и рыбачили на пару больше недели, пока птенец не поднялся на крыло, однако доброго рыбака не забывал, постоянно прилетал к нему. Как только Миша подходил к лодке, он смело садился на борт и требовал свою пайку. Приходилось делиться с повзрослевшей красивой чайкой уловом все лето.

И в армии удочка сгодилась

Армейская служба у Михаила Анисимовича Мингалева проходила в Московской области в танковых войсках. Был командиром танка. Там сдружился со старшиной Виктором Дорофеевичем Хрущевым. Общее родство душ на почве рыбалки сблизило их основательно.

Все свободное время пропадали друзья на берегах рыбного озера Сенеж. Добывали плотву, щуку, карпа, окуня, леща и других рыб, кормили ухой весь личный состав танковой роты. Как ни крути, а свежая рыбка в довесок к солдатскому пайку всегда была желанна!

Золотые рыбацкие руки

После службы в армии Михаил Анисимович познал крестьянский труд в полной мере. Довелось ему трудиться на тракторе, на комбайне, работал сварщиком, печником, плотником, кузнецом, был бригадиром, управляющим. Никакой работы не сторонился, и ничего, как говорят в деревне, у него из рук не валилось. Словом, большой специалист в любом крестьянском деле.

Про рыбалку уж и говорить нечего! Еще совсем недавно Михаил Анисимович с друзьями за одну зорьку запросто ловили на удочку по несколько килограммов отборной сороги.

- Крупная рыба в тот год шла, - вспоминает ветеран, - только три штуки в килограмм и входило. И клевала здорово. Теперь таких уловов давно уж не стало...

А то, что у Михаила Анисимовича руки золотые, так это вам каждый рыбак в округе скажет. Мормышки он наловчился делать в сто раз лучше заводских! Настоящие рыбаки сейчас их только у него и берут, говорят, шибко уловистые. Так оно и должно быть - на практике многолетней всё сотни раз проверено и перепроверено!

Мормышку отлить - дело нехитрое, но сперва матрицу изготовить надо, а прежде форму для её выколотки выточить. Из медной или латунной фольги "одежку" для мормышки выбить, отверстие в нужном месте пробить под иглу и крючок, пропилы в матрице сделать, все выверить и отцентровать, чтобы мормышка в воде хорошо "играла" и привлекала своей "игрой" рыбу, а не отпугивала её.

Полировка нового изделия обязательна. Вот и сверкают мормышки у мастера, словно золотые самородки. Да и поплавки Михаил Анисимович делает любо-дорого посмотреть. К такому сигнализатору поклевки рыба сама подходит полюбоваться классной работой, а уж тут рот разевать рыбаку не надо...

Да что там поплавки и мормышки! В свое время деревенский умелец ледоруб для зимней рыбалки саморучно изготовил - просто загляденье, а бурил он так легко, что постоянно приходилось его придерживать - как бы ненароком под лед не ускользнул...

Давно уж нет того парома, с которого подросток Миша Мингалев поймал свою первую сорогу, а семь лет назад выработал он свой трудовой стаж и ушел на заслуженный отдых, но душа рыбака полна боевого энтузиазма и оптимизма. Рыбак он и на пенсии - рыбак!

Николай Злобин, Тюменская область

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх