Всё о рыбалке

Паутина

Татьяна Бабанова, г. Калуга
Фото автора

Наверно каждый рыболов нашей страны сталкивался с сетями, поставленными прямо на пути движения его блесны, крючка, донки или удочки. Я встречаюсь с ними с регулярным постоянством, на реках, водохранилищах, озёрах и даже морях.

Первое моё знакомство с этими орудиями лова состоялось давно, когда мы были на открытии весенней охоты на пернатую дичь в одном из районов Калужской области и приехали посмотреть на разлив реки Угры. Местные мужички, абсолютно никого не опасаясь, снимали довольно приличный улов с сетей, расставленных прямо среди кустов и деревьев, затопленных паводком. Особенно мне запомнились лещ килограмма на три и такая же немаленькая щука.

Как потом оказалось, один из этих местных, заядлый браконьер, умудрился даже устроиться инспектором рыбоохраны, где проработал два года, проверяя свои сети на реке.

У меня всегда было твёрдое убеждение, что ловля рыбы сетями – это браконьерство, во всяком случае, в нашей области. Мне пришлось поработать с областным рыбнадзором. Протоколы о правонарушениях (административных, даже уголовных), акты изъятия сетей и их уничтожения, проходили через документооборот нашей организации.

Единых правил, регулирующих любительскую ловлю рыбы, в России нет. В разных регионах они различны, и снасти, разрешённые в одних местах, в других находятся под строжайшим запретом.

Конечно, любой нормальный рыболов, прежде чем отправиться на рыбалку, должен изучить Правила рыболовства в том регионе, где он собирается ловить. Для нас в этих Правилах основным моментом всегда были сроки, когда можно ловить на спиннинг и с лодки. В очередную поездку на рыбалку в Псковскую область мы отправились в июле, когда все запреты были сняты. Эта поездка оказалась богата на сюрпризы.

Водные окрестности нашего места стоянки на Копылковском водохранилище (озере Верято) состоят из многочисленных заливчиков с чистейшей водой. Раньше эти заливчики были сушей, поросшей лесом. После образования водохранилища, низины оказались затоплены водой. Каждый пень, упавший ствол, подводная растительность в солнечный день видны, как в аквариуме. И первый неприятный сюрприз в виде металлической ловушки нас ждал в мелководном заливе.

Ловушку было отлично видно на дне, в ней плавали мелкие рыбки, но меня поразил утёнок, который застрял лапками в металлической ячейке и утонул. Далее в заливе мы нашли ещё несколько таких же ловушек.

Хозяева этого арсенала (двое молодых мужчин) объявились через неделю. Лодка у них была припрятана где-то в зарослях. Они быстро сплавали в залив и уехали. Не знаю, что они добыли, общаться с ними не хотелось. Ловушки остались на месте.

Вторая встреча с браконьерами состоялась ночью. Около 12 часов нашу небольшую поляну осветили фары автомобиля, и с грохотом к нам пожаловал УАЗик с лодкой на прицепе. Особенность расположения нашей стоянки состоит в том, что звук приближающегося автомобиля становится слышен только тогда, когда машина уже въезжает на поляну. Поэтому каждый новый автомобиль буквально “как снег на голову”.

Ночные гости оказались, как и предыдущие, из города Великие Луки. Они прибыли на рыбалку с острогой. У них был очень мощный фонарь, а острога, которую я видела впервые, представляла собой очень острую плоскую “вилку” с десятком зубцов, насаженную на длинную палку. Согласно Правилам рыболовства Псковской области, ловля рыбы ночью с использованием фонарей и незаконных орудий лова также запрещена.

Ребята оказались достаточно вежливыми, извинились и отплыли в “ночное”. Вернулись они в три ночи. Выползать из палатки не хотелось, поэтому результат их браконьерской деятельности остался нам не известен.

Но больше всего неудобств нам доставляли двое рыбаков, которые каждый день, утром и вечером, проверяли сети прямо у нас в заливе, буквально “под носом”. Место нашего расположения достаточно удалено и от трассы, и от ближайшего населённого пункта. Если выплыть на большую воду, найти дорогу обратно может только человек с хорошей ориентацией. Понятно, что люди, живущие здесь, считают эти места своей собственностью. Но мне было не очень приятно видеть в уединённом заливе, который мы тоже считали своим на время отпуска, каждое утро и вечер мужиков, выковыривающих щук, линей и краснопёрок из своих сетей.

Терпенье моё лопнуло, когда рано утром я в очередной раз поймала очередную сеть на блесну. Китайскую леску, с огромными дырами, не особо церемонясь, выдернула и отвезла на берег, а сама вернулась на воду.

Хозяева сети не заставили себя долго ждать. Поковырялись в её поисках, но я им крикнула, что вытащила их сеть, и она на берегу. То, что я выслушала в ответ, лучше оставить за текстом. Оказывается, что сети биркованные, а нам теперь грозит уголовная ответственность за их выемку. Мужики поплыли к нашему лагерю. До этого я уже предупредила мужа, что могут возникнуть проблемы, и тоже поспешила на базу. От мордобоя нас спасли служебные удостоверения и удостоверения общественных инспекторов рыбнадзора.

Мужики забрали сеть и в дальнейшем, за время нашего пребывания, в заливе больше не появлялись. Мы отделались неприятным осадком на душе, так как в 700 км от дома с местными лучше не связываться. Но мы никому не делаем зла, а место, где мы останавливаемся, после нашего отъезда становится всегда только чище. Что такое биркованные сети, я узнала позже. У нас в области ловля сетями запрещена. А бирка – это информация на сети о владельце и номере лицензии.

Очередные гости с сетями пожаловали совсем скоро. На этот раз на деревянной лодке пришли по воде двое. Один из них, солидный джентльмен в очках, очевидно большой начальник, второй – помоложе, на вёслах и, очевидно, или родственник, или подчинённый. Они подошли к нашему берегу, и тот, который моложе, выскочил из лодки и принялся осматривать наш лагерь, как собственную квартиру, которую нам сдали внаём. Тем не менее, их лодка была просто забита веревочными сетями.

В нашей сушилке для рыбы были краснопёрки и пара щук. Это как-то быстро успокоило местного гостя, и он покинул наш берег. А я, пока они не уплыли, принялась выведывать цель визита в такие удалённые места и законность наличия сетей.

Мне ответили, что у них имеется лицензия, сети биркованные (я второй раз за несколько дней слышала это слово), а ловить на эти сети мужики собираются линя, которого иными способами лова на этом водоёме не добыть. У меня сложилось представление, что сети сплетены специально для линя, и другая рыба в них не попадается.

Солнце клонилось к закату, гости отправились забрасывать неводы, а мы решили не нервировать людей и не поплыли на вечерний лов. Гамак и гадание кроссворда тоже приятное времяпрепровождение.

Нам уже приходилось видеть, как местные рыбаки в одиночестве с деревянных лодок ставят сети. Лодка раздвигает носом надводную растительность, а сеть по фарватеру с кормы ложиться на воду. Наши новые гости управлялись также успешно, но задача у них была посложней. Сети они ставили прямо по прибрежному высокому камышу, в многочисленных заливчиках, где свободной воды нет. Весь тёплый сезон заливы изобилуют обильными зарослями водной растительности.

Следующим утром мы не поленились встать пораньше, чтобы узнать результат поимки линя, хотя очень рано рыболовы не должны были приплыть, ведь путь на вёслах не близкий. Мы успели выпить кофе и неспешно отправиться по своим местам – Андрей на поиски зубастых хищников, а я устроилась в заливчике слева, не выходя на большую воду.

Приплыли они на удивление рано. Но это было не очень странно, так как чужаки (то есть мы) могли проверить сети, тем более, что в прошлый раз в этом месте им вырезали рыбу из сетей, основательно испортив снасти.

Надеяться на откровенные разговоры о результатах постановки как минимум десятка сетей, чужаку из другой области, тем более женщине, не приходилось. Но я увидела процесс выемки пары сетей в непосредственной близости от моего места ловли. Они были очень грязные. А рыболовы, на мой вопрос, “как улов”, ответили, что очень плохо.

Псковская область очень богата на водоёмы. Местные рыбаки неохотно делятся секретами подъездов и уловистыми местами. Но каждый год, останавливаясь на нашем удалённом месте, которое мы случайно открыли, всегда нас проверяли какие-то органы. То пожарник приезжал по якобы жалобе на дым из леса, то лесник. Однажды мы даже лицезрели рыбнадзор, который абсолютно не отреагировал на сеть, в последующем вытащенную мною на берег. Наличие бирок на сети не проверили, а осмотрели наш лагерь и удалились.

Мне сложно отрицательно оценивать пристальное внимание местных жителей к чужим персонам. Менталитет у меня такой же. Думаю, многим из нас не очень приятно видеть чужаков в местах, где ты с детства собирал ягоды, грибы, ловил рыбу. Гораздо хуже, когда доступы к этим местам ограждаются высокими заборами. Хотя это уже не про рыбалку.