Всё о рыбалке

На Кубани в поисках золотой рыбки

15-13-1.jpgМоре чистое, но не щедрое

Теплое Азовское море с давних времен славится своими рыбными запасами. И когда я с родственниками в июне поехал туда отдыхать, решил, что без улова не останусь. Однако мои надежды не слишком оправдались.

Рано утром, взяв коротенькую удочку, я отправился на рыбалку. О наживке можно было не беспокоиться - она была буквально под ногами. Прямо в морском песке я набрал маленьких, почти бесцветных, азовских  креветок. У кромки прибоя приметил местного жителя с удочкой. Попросив разрешения, пристроился ловить рядом с ним. Он ловко вытаскивал бычков и клал их в  банку. Анатолий (так звали нового знакомого) показал мне одну хитрость в оснастке: грузило должно быть закреплено прямо у цевья (основания) крючка, а не как при пресноводной ловле - выше по леске.

Вскоре и мне стала попадаться таранька (морская плотва). Но какая... И у Анатолия, и у меня рыба была размером не больше ладошки. Оказалось, что в "лихие" 90-е годы почти всю рыбу Азовского моря выцедили браконьеры. Сети ставились не только на тарань и камбалу, но и на нерестилища осетровых. Почти полностью исчезли белуга, осетр, стали редкостью многочисленные когда-то пеленгас и рыбец. В итоге за два часа рыбалки я вытащил всего пять тараней и одного бычка размером с мизинец, Анатолий - 11 бычков и 4 тараньки.

Канал и гадюки

К морю с удочкой я решил больше не ходить. Но были еще запасные варианты - рыбалка на канале рядом с нашей станицей Голубицкой и на лиманах.

В доме, где мы остановились, я познакомился с дядей Колей - заядлым рыбаком из Мурманской области. Он поделился своим рыбацким опытом, однако меня удивил его вопрос: "Чем карась отличается от карпа?". Оказалось, что рыба, обитающая в наших краях, ему незнакома - на Севере есть только плотва, окунь и щука и исконные обитатели Кольского полуострова - сиг, голец, горбуша, хариус. Дядя Коля предложил съездить на канал. Что мы и сделали уже на следующее утро.

Первая же поклевка наполнила энтузиазмом: уверенный уход поплавка в воду - и у меня в руках первый трофей весом около 300 граммов. Белоглазка! Этот дальний родственник леща в наших водоемах почти не встречается. Пока я любовался рыбой, заиграла вершинка фидера (английской донки). В садок отправился карасик чуть меньше 200 граммов. После седьмого карася клев как отрезало. Вода просто кипела от всплесков рыбы, а клева нет! Пробовал дальний заброс - ничего.

Я стоял на небольшой бетонной плите, выполнявшей роль рыболовного мостка. Решил ловить вплотную к нему, и не прогадал. Первые две поклевки принесли красноперок размером с ладошку. В третий раз поплавок неожиданно резко ушел под воду, и в моих руках оказался ярко-белый кубанский карась явно превышающий 300 граммов. Дальше вытащил его брата-близнеца. Я искал карася на глубине, а он оказался буквально под ногами!

В итоге за три часа поймал около шести килограммов рыбы, но только полтора килограмма взял с собой для ухи - остальную рыбу отпустил дорастать. Отдельная проблема - змеи. "За все 55 лет своей жизни я не видел столько змей, сколько здесь за одну рыбалку", - признался дядя Коля. В 30-градусную жару в ведре рыбу не сохранишь, поэтому улов мы держали в садке, погруженном в воду. Сначала гадюки только атаковали его, но, когда я начинал шуметь, тут же прятались. Однако более мелкая тварь все-таки залезла в садок и придушила двух самых больших карасей и застряла внутри. Я открыл крышку невольной западни и тогда, держа карася за хвост, змея попыталась выбраться из нее, но вместе с добычей это оказалось ей не под силу. Выбросив рыбу, гадюка прошмыгнула под корягу. Придушенных карасей пришлось оставить около этой норы как дань хвостатой разбойнице.

Как бы то ни было, эта рыбалка дала очень ценный опыт не только ловли рыбы в новых условиях, но и общения с ядовитыми змеями.

Лиманные тарани

Но самые яркие впечатления оставила рыбалка с лодки на самом большом Азовском лимане - Ахтанизовском. Лиман - это мелководный залив (глубина не превышает 1,5 метра), образовавшийся при впадении реки в море.

Ахтанизовский лиман является пресноводным: двести лет назад казаки вручную прорыли канал от реки Кубани до Ахтанизовского лимана, чтобы опреснить его, поскольку больше питьевой воды в тех краях не было.

Для рыбалки мы наняли небольшую лодку с мотором. В считанные минуты добрались к заветному месту, любуясь по пути плантациями великолепных розовых лотосов.

Я ловил на две удочки: поплавочную и фидер. С первых забросов начал вытаскивать подлещиков. Они были небольшими, но обрадовали жадной хваткой. Потом вершинка фидера мелко-мелко задрожала, я сделал подсечку, и на крючке заполошно заходила крупная рыба. "Ого!" - воскликнул наш проводник Евгений. Я поднял рыбу в лодку - оказалось, что это таранька весом около полукилограмма устроила такой спектакль. Имеющая мощное тело, тарань является очень хорошим бойцом, поэтому поймать ее не так-то просто.

Рыбачили мы около двух часов. За это время я вытащил около 20 крупных подлещиков, четыре тарани и пару густерок. В общем, рыбалка на лимане оказалась не столь добычлива, как на канале, но был и плюс - не плавали гадюки.

Домашние радости

Вернувшись домой в Туймазы, мы с дедом решили попытать счастья на Усенке.

И вот мы уже у нашего любимого омута. Рядом сидел местный пастух. Он поделился, что рыба "не берет" с самого утра: "Зря только время потеряете". Но мы решили остаться. Тут-то и пригодился опыт ловли на Голубицком канале. Пока я готовил фидер и поплавок с поводком (и только с поводком!), дед уже вытащил первого карасика. Я закинул фидер, а на поплавок начал тягать уклейку.

Потом в воде заметил "лобастых" голавлей. Шесть штук не устояли перед моей оснасткой, и 200-граммовые красавчики отправились в садок. Пока я возился с голавлями, на удочку деда клюнул кто-то большой. Мы аккуратно вытащили на берег крупного, как казалось, голавля. Но это был не он. Подуст! В наших реках это очень редкий и осторожный вид, так что многие, даже бывалые, рыбаки ни разу не видели подуста.

После взвешивания и короткой фотоссесии он был отпущен в родную стихию с пожеланием больше не попадаться. Подуст потянул на 567 граммов.

Пока возились с "важным" гостем, мой фидер просто разрывался от поклевки. Оказалось, что на крючке все это время сидел здоровенный (для Усенки) карась весом в 513 граммов. В тот день деду попался еще и карп под килограмм, а я вытащил штук 30 неплохих ельцов и голавликов. Всего же за день мы поймали двух полукилограммовых и одну под 800 граммов крупных рыб и множество 200-граммовых ельчиков и голавликов. Вот тебе и бесклевье!

Секрет прост. Одна из самых главных ошибок рыбаков в летний период - использование слишком толстых лесок. Тогда как в оснастке всегда должен присутствовать поводок не толще 0,15 мм в диаметре и не короче 20 см. Правильно подобранная оснастка - залог успеха.

Давайте не повторять чужих ошибок!

Опыт ловли на море помог правильно подобрать оснастку и способ ловли в наших водах. И еще: последствия массового истребления рыбы  в Азовском море научили местных жителей относиться к своим рыбным запасам более бережливо. На водоемах не видно ни одного электроудочника или браконьера. Сети, конечно, ставят, но только в отведенных местах. Ввиду отсутствия регулярного заработка населения рыба ловится только для еды. Думаю, нам  нужно научиться относиться к природе так же бережно.