Всё о рыбалке

20 301 подписчик

С Неманом в поддавки

Так случилось, что почти за полтора десятка лет жизни вблизи от большой реки Неман, я как-то не был вовлечен в рыбалку на нем. Собственно, пару раз я там побывал - то ездил с другом, когда он ловил на кораблик, то на ночную рыбалку с ним и его семьей. Поскольку результаты тех рыбалок не впечатлили, а мест для рыбалки вокруг городка Лиды (Беларусь), да и в ней самой, всегда было в достатке, то попыток дальше рыбачить на реке я не делал.

Уже в позднее время, ощутив радость рыбалки на Куре, Араксе, Арпачае, Усе и Москве-реке, я стремился восполнить этот пробел в рыбацкой жизни и попасть на Неман. Первая такая встреча состоялась в августе 2010 года. Я простоял на левом высоком берегу реки, но, к сожалению, был один и всей специфики ловли не узнал. Более того, не рассчитал силы течения, безжалостно сносившего мои легкие кормушки к берегу, как назло заросшему высоким непролазным кустарником. Мне было бы удобнее ловить с противоположного пологого берега - с песчаной косы, но лодку я с собой не брал. Тогда ловля в проводку принесла неплохой улов уклеек и плотвичек - он и стал моим достижением за три дня.

Теперь же предоставлялась возможность реабилитироваться - кормушки значительного веса лежали наготове. Взял я с собою и спиннинг с блеснами, надеясь на хищника.

Заранее договорившись с размещением и питанием, 27 августа 2015 года я выехал в село Белица. Оно довольно старое, и упоминается в записках Дениса Давыдова. В советское время располагалось на трассе, и потому было людным, шумным. Позже трассу вынесли за пределы села, население постарело, и село будто вымерло. Сразу по приезду я с радостью познакомился с братом хозяйки дома Юзиком, заядлым рыбаком, каждый день проводившим свой отпуск на рыбалке. С ним мы почти ровесники, и сразу перешли на "ты". Меня несколько удивила его нелюбовь к донкам и явное предпочтение поплавочной удочки.

Мне не терпелось посмотреть место ловли и стоило ли менять на него то, где я рыбачил в 2010 году. Поэтому уже в 18 часов мы с Юзиком рванули к реке. До Немана идти было километра два. Спустя 15 минут мы оказались на правом, высоком берегу реки. На левом берегу в это время располагался рыбак, наблюдавший за семью донками. Русло шло ближе к нашему, правому берегу, и когда он перебрасывал свои снасти, тяжелые кормушки с шумом падали в воду вблизи от берега.

Юзик показал мне свои кормушки, но я отказался от них, опасаясь обрыва лески на своих фидерах. Привезенные мною кормушки сносило течением, и пришлось их утяжелять пластинками свинца, захваченными из дома. Прикормку я тоже привез из Лиды - запаренная с укропом перловка должна была, по моему разумению, очаровать всю рыбу, но Юзик только усмехнулся и заметил:

- Тут все дно перловкой усыпано. Вот посмотришь, сколько рыбаков приедет в пятницу, и это здесь, не в самом лучшем месте!

- А где же лучшее? - поинтересовался я. - В устье реки Молчадь и под мостом через Неман, но соваться туда смысла нет. Там, как в армии, - одна бригада рыбаков сдает пост другой бригаде, и так продолжается с весны до глубокой осени, - ответил Юзик. - В общем, рыбы меньше, чем рыбаков...

Позже он показал мне свое место ловли рыбы - это были окна, вырубленные в кустарнике, росшем по-над высоким берегом, откуда Юзик делал свои забросы -клал грузила с поводком на дно и ждал поклевки, поглядывая на лежащий на воде поплавок. Как правило, это были места в реке с обратным течением и просматриваемым сверху песчаным дном. В других местах, где вода неслась стремительно, он спуск делал выше, а удочку выставлял на ветку и следил за провисшем на леске поплавком. Груз и поводок с наживкой держало на весу течение, практически не давая им опуститься на дно.

Мне тут же вспомнилась аналогичная рыбалка на Куре в Грузии и на Карасу в Армении. Если на Куре такая ловля была обусловлена быстрым течением, то на Ка-расу попавшую на дно наживку тут же обгладывал рак, и ловля в отвес была единственным способом поймать рыбу. Здесь же, как оказалось, разведшиеся в невероятном количестве бобры просто заполонили реку бревнами, ветками, и стоит опустить крючок на дно, потеря его неизбежна. Я поплавочную удочку с собой не брал, предполагая обойтись фидерами и спиннингом.

Вечерний выход не принес мне никакой удачи, даже поклевки я не видел, а величина пойманной соседом напротив рыбки меня не воодушевила. Этот рыбак остался на берегу на ночь, а мы с Юзиком и его десятком разнокалиберных окуней отправились домой, где я перевязал поводки на фидерах с лески на плетенку.

На следующее утро встали мы почти одновременно - в 04.35 и, позавтракав, отправились на реку.
Кстати, эти три дня явились своеобразным переломным моментом в погоде. Если первое утро туман вообще отсутствовал, то уже утром второго дня он тянулся местами, таял в низинах. На третье утро он повис такой плотной пеленой и очертил белым все паучьи сети на траве, что стало понятно - наступила осень. Дневные температуры оставались вполне летними - 26, 27, 28 градусов тепла. Наступало полнолуние.

Рыбак, просидевший всю ночь на левом берегу, ответил на приветствие и мрачно заметил, что за ночь ни одной поклевки он не видел. Я не стал ходить по берегу в поисках лучшего места, а направил свои кормушки в струю неподалеку от берега, настроил спиннинг и с видом знатока пошел изучать дно и перспективные направления для бросков. Поменяв несколько типов блесен от вертушек и колебалок до виброхвостов и поролонок, оторвал одну блесну при забросе и успокоился - хищник меня тут не ждет.

Удача меня не подвела - во время поклевки я оказался поблизости и постарался подсечь добычу. Уже выводя рыбу, я отметил для себя, что она взялась на пенопласт - на поводок, привязанный к кормушке. Подсачек, который я, было, схватил, оказался не у дел - рыбу я потихоньку вывел на песчаный берег, как это зачастую делаю на Москве-реке. Следуя приметам, лишь тогда я достал из пакета садок, развернул его, протолкнул внутрь подлещика, сделал фотоснимок и спустился к реке, чтобы опустить его в воду.

Радость охватила меня и промелькнула мысль - "Неман покорен!" Омрачало только то, что ни опарыша, ни перловку на крючках так никто и не пробовал. В таком же бесклевье мы с соседом с левого берега простояли до полудня, после чего отправились домой на обед и отдых. Подлещик потянул на 900 г, при росте в 41 см. После разделки и пластования хозяйка его зажарила.

Меня же мучила мысль - что-то не так со снастями? К вечерней ловле я поменял оснастку с ассиметричной петли на простую кормушку на противозакручивателе, а поводки вновь поставил из лески, увеличив их длину до 40 см. Но рыбалка вечером не дала никаких результатов - места оказались заняты рыбаками, и я ушел в кусты, где рыбачил прежде Юзик. Он же уехал копать картошку. Там, в кустах, я познакомился с местным жителем, который провел настоящий мастер-класс по ловле окуня на живца. Своей неторопливостью и методичным толкованием происходящего на реке он был похож на убеленного сединой профессора, объясняющего глупому ученику элементарные вещи.

- Все, чего коснулись люди, постепенно теряется, исчезает. Построили плотину в Литве, и в реке пропал усач, угорь... Теперь плотины ниже, в районе Гродно, и рыбы стало меньше. Ее здесь выбирают вплоть до малька... После пресса рыбаков наступает пресс аквалангистов с ружьями. И откуда ей взяться при таком раскладе? На опарыш ловить уже не сезон, -заодно пояснил он. - Здесь никакой ямы нет, глубина до 1,5 - 2 метров.

В процессе разговора он также аккуратно разложил шестиколенку новополоцкого комбината, которые были у меня в ходу лет 15 назад, потрещал катушкой "Невская", распуская леску, доставал из

ведра пескаря... Мы стояли у окна в кустарнике, мимо мощно текла вода, и темнела глубь. Мужчина со знанием дела перевел поплавок из гусиного пера, продетого в кусок пенопласта, выше по леске, делая больший, чем глубина в том месте, спуск.

- Как раз будет видна поклевка, - заметил он мой вопросительный взгляд и с первого раза легко забросил снасть в воду. Струя подхватила поплавок, леска натянулась, но веток дерева и кустов не задевала. Ожидание оказалось непродолжительным - последовала поклевка, дернулся поплавок, но мужчина дал еще несколько секунд на процесс заглатывания пескаря и подсек рыбу. Окунь граммов за 250 бился на крючке, так сильно заглотив пескаря, что достать его так и не удалось.

Уже уходя вечером с рыбалки, я увидел, как ребята, остающиеся на ночь, ставят донки. Я поинтересовался клевом и у них. Оказалось, что одному удалось поймать пару сырти весом по 200 г и пару подлещиков до 300 г. А донки они наживляют "угрявками", добытыми тут же, в прибрежном песке, с помощью специальной лопаты. На самом деле это пескава, личинка миноги, и когда-то давно я вместе с другом искал ее для рыбалки на берегу Дитвы, в районе Доржей. В общем, тоже известный мне вариант наживки.

С утра третьего, воскресного, дня, я решил запастись пескарем, переоборудовал фидер в удочку и прямо так, без поплавка, поймал штук шесть пескарей, штуки три уклейки и плотвичку. А до того немного прошвырнулся по окнам зарослей со спиннингом и на вертушку № 1, дооснащенную хвостиком, вытащил окуня на 300 г. Он и стал последней моей добычей на Немане. Так что с покорением его придется повременить.

Результат ночной ловли соседей оказался тоже невысоким - попалась щучка весом меньше килограмма. Видимо, и хищника здесь мало. Подтверждая слова нового знакомого о рыболовном прессинге на реке, двое мужчин методично "прочесывали" акваторию на моторной лодке, шедшей на малом ходу, - из ее кормы торчали спиннинги, ребята ловили "на дорожку".

Каждое место ловли имеет свою специфику, и если не узнать или не вспомнить ее, можно остаться при нуле. Жаль, что я не попал на Неман в лучшие времена, когда вода в паводок поднималась чуть ли ни до села, когда было много рыбы и мало рыбаков.