На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Всё о рыбалке

20 294 подписчика

Свежие комментарии

Исповедь продавца-консультанта

В нашем рыболовном мире существует две точки зрения. Одна – рыболовный магазин глазами покупателя, другая – рыболовы глазами продавца. Уж не знаю, повезло мне или нет, но я за свою бытность побывал как в шкуре покупателя, так и продавца-консультанта рыболовных магазинов.

 

Но не бойтесь за меня, я избежал раздвоения личности.

Хотя, тихонько негодуя, пару раз сам же покупал приманки во вверенном мне торговом зале. Парочка рабочих воблеров, например, была приобретена потому как цена оставалась прошлогодней, а я точно знал, что новая поставка будет существенно дороже. Или еще пара приманок была взята по причине дефицитности одной правильной расцветки – про запас. И вы знаете, я не одинок.

Остальные продавцы тоже грешили подобным малодушием и с получки обязательно закупали себе кое-чего, что, скажем, горячо хвалили разговорчивые покупатели. Я даже начал шутить - мол, таким покупателям надо приплачивать или брать их на работу на полставки. Они ведь ходят в магазин как на работу. Некоторые через день, некоторые пару-тройку раз в неделю. И они знают весь ассортимент магазина ничуть не хуже, чем продавцы. Кто-то таких покупателей называет «постоянными», кто-то «чокнутыми». А я считаю, что это одно и то же, ибо сам когда-то был таким же, чокнутым на всю голову.

Было это в школьные годы. Я копил обеденные гривенники и двацульники. И точно знал, сколько стоит набор мормышек. Я наизусть выучил весь ассортимент магазина, благо в советское время это было нетрудным занятием. На прилавке лежали недосягаемые по цене спиннинги из клееного бамбука. Матово светились Невские катушки. Больше всего в память врезалась моя охота за Клинской леской 0,17 мм – такая тонкая была!

Узнав, что в одном рыболовном магазине работает продавцом мама одноклассницы, я начал ходить именно туда, хоть аналогичный магазин находился прямо рядом с моим домом. И всячески старался там произвести впечатление вежливого покупателя. И однажды одноклассница Ирина принесла в школу вожделенные два мотка лески. Сказала, что на прилавок они даже не попали. Я был на седьмом небе от счастья! Я победил эту социалистическую систему с её вечным дефицитом! Ну а мормышки и блесны – они стоили недорого.

И вы знаете, в один прекрасный момент я поймал себя на мысли, что все уловистые блесны магазина у меня есть. Тем не менее, я продолжал ходить в магазин - просто для того, чтобы посмотреть, а не появилось ли что-то такое, чего у меня нету из того, что в мозгу сидит, но как выглядит – не представляю. Тот рыболовный магазин был недалеко от музыкальной школы, где я учился, и ничто меня не останавливало, даже отсутствие денег.

И вот после такого мощного мониторинга вдруг на прилавке появляется новый набор мормышек! Почти такие, как продают на рынке, только по цене за две рыночные мормышки я получаю целый набор. Вот оно, подумалось, ради чего я постоянно хожу в магазин… и в музыкальную школу! Но цена всё равно кусается. У родителей спросить? Да вы с ума сошли! Даже причины перечислять не буду.

Порка или постоять в углу – это справедливо за неудовлетворительное поведение и неуспеваемость в школе. Но просить денег на мормышки - исключено, только экономия! У многих взрослых даже сейчас остались такие убеждения или порядок жизни…

А еще вот это щемящее чувство «такую красоту завтра кто-то купит - и я останусь без неё» - уверен, должен пережить каждый рыболов. Так вот, такие повзрослевшие пацаны ходят по магазинам и по сей день. Кто-то из продавцов таких вычисляет «на раз», ибо он точно ничего не купит. Просто молча посмотрит на витрины - и уйдет, ничего не спросив.

Обыкновенный, казалось бы, вопрос «Вам что-то подсказать?» - явно их нервирует. Чем вы можете ему помочь, если у вас ничего нового нет? А что появилось – он и сам видит! Лично я отношусь к таким постоянным покупателям с уважением. От них пахнет музыкальной школой, если угодно. Им просто не надо мешать. Можно подмигнуть, поприветствовать, но ни в коем случае не спрашивать: «Опять без денег пришел?»

Век живи – век учись. И дураком помрёшь!

Со временем я перестал ходить по магазинам. Блесны «Атом-2» начал делать еще в школе на уроках труда, потом на заводе - почти в производственных масштабах. Были свои штампы, были станки, были отходы цветного металла. С мормышками – сложнее. Из всего многообразия магазинных мормышек самой уловистой считал «пульку», но всё время хотелось такую же, но тяжелее. В конце концов, сделал сам форму для литья и создал свою мормышку, на которую ловил потом многие годы.

Зачем всё это многообразие, когда есть сделанная мною под мои же условия мормышка
Зачем всё это многообразие, когда есть сделанная мною под мои же условия мормышка

На покупные мормышки перестал смотреть вовсе. К рассказам про уловистость каких-нибудь «клопов» или «личинок» относился скептически. Во-первых, этой «ветрянкой» я уже переболел, во-вторых, точно знал, что на моей мормышке крючок не сломается, а если и сломается, то это я сам переусердствовал с паяльной кислотой. Ну, или крючок продали бракованный, а я в этом не виноват.

А хлыстики для зимних удочек? После того, как их у меня на морозе сломалось 3 или 4, кто-то мне сказал, что крепкие хлыстики делают из винипласта. Уже вскоре мы с приятелем аккуратно распиливали винипластовую ванночку, обеспечивая себя хлыстиками на долгие годы. Про удилища - и говорить совестно. Какие, nothing, покупные удочки, если их можно разводить на даче?! Молодой побег сливы выращиваешь и формируешь два года. Затем срезаешь, чистишь, подсушиваешь, мажешь маслом, снова сушишь, снова масло… Получается легкое, упругое и вполне прочное удилище.

Для пацана – больше и не надо! Да что там пацана, я деда видел с такими удочками, который приезжал на инвалидной коляске. Он заезжал прямо в воду, но всё равно забрасывал свои поплавки ближе соседей. Однако это не мешало ему ловить рыбу.

Казалось даже, что рыба сама плыла к его самодельным поплавкам из гусиного пера. Сейчас у меня в кладовке есть большой посылочный ящик, в котором хранятся медные ленты, войлок, проволока, нержавейка, твердый пенопласт, трубочки и еще много чего. Лежит годами. Выбросить – рука не поднимается. Почему, спросите вы? А потому что, да, это мне пока не нужно, но ведь всего такого сейчас не купишь! А еще сколько интересных мыслей в голове! Ведь ту форму мормышки, которую я сам сделал, в продаже я так и не встретил…

Итак, вы представили себе рыболова, у которого в арсенале есть всё, что нужно для рыбалки, включая то, что уже купить нельзя. Теперь вообразите – он устраивается в крутой рыболовный магазин. Казалось бы, он знает всё. А вот и нет! Я ходил по огромному отделу, а в голове металась одна мысль: «В магазине почти ничего нет, на что я ловлю!» Из приманок те бренды, которые мною освоены и на которых построен фундамент моего арсенала – вообще отсутствуют. Приятным исключением был стенд с блеснами Kuusamo. Они как-то сами собой пробрались в мои коробки благодаря знакомым рыболовам из северных широт России.

Например, Kuusamo Rassanen просто вытеснили все «Атомы» из моего обихода. Спиннинги кое-какие у меня были. Какие-то я в руках держал. О каких-то читал, на какие-то ловят мои знакомые. Из продаваемых плетеных лесок я сам использовал только добрый старый Power Pro. Сейчас ловлю на достаточно дорогой японский шнур, который в розничном региональном магазине продавать – себе дороже.

Кому нужны покупные удочки, если их можно выращивать на даче?
Кому нужны покупные удочки, если их можно выращивать на даче?

Сперва я пребывал в некотором замешательстве. Это я так сильно отстал от жизни? Или магазин? Да нет, не может быть. Просто наши векторы развития в рыболовном мире оказались компланарными. И мне стало жутко интересно. Я - в теме, сценарий знаю наизусть, но декорации другие. Зрители живые! Я смотрю им в глаза, а не на их лайки под моими фотографиями и комментариями в сети. Я пару недель бродил по отделу и рассматривал каждый стенд. И вот тут вспомнил про постоянных покупателей.

Именно они мне открывали глаза на многие вещи. «Вот эти воблеры – дороговаты. Даже ваша дисконтная карта не поможет. Будем ждать акций. А вот эти позиции продаются в городе только у вас. И цена весьма вкусная, только… есть уже такие у меня».

За что я им благодарен, всегда предлагаю максимальную скидку и с некоторыми даже посчастливилось порыбачить.

Нудизм – это не только пляж

Есть особая категория нудных покупателей. Про таких продавцы говорят: «Все нервы вымотал. Всё перепробовал по два раза. Вопросов – масса! Начиная от того, какую рыбу можно этим поймать и заканчивая маркой ванадиевого покрытия опорного подшипника. А в результате ничего не купил». Ну что тут сказать…

Я пытался настроить продавцов на конструктивный лад. Да, это муторно, но это наша работа. Кто-то называет это «нудизмом», а ведь пословицу «семь раз отмерь, один раз отрежь» - никто не отменял! И не надо отсылать таких покупателей за консультациями в интернет. Мол, «Гугл тебе в помощь, потом приходи». Скорее будет наоборот - он покрутит катушку у прилавка, а купит её в интернет-магазине. А на самом-то деле именно благодаря дотошным покупателям продавец узнает о товаре в разы больше информации!

Есть еще одна категория покупателей, которых трудно вообще как-либо назвать. Представьте, приходит человек в рыболовный магазин. Вы ему улыбаетесь, приветливо здороваетесь. А он как будто бы вас не замечает. Быстро подходит к стенду с катушками, недолго их изучает – скорее, просто делает вид, что ему что-то интересно. И заявляет громко, во всеуслышание, что это всё туфта за большие деньги.

У его дядьки катушка «Дельфин» до сих пор работает и во-о-от таковских щук таскает. Около стенда со шнурами, соответственно, заявляет, что все эти «плетенки» рвутся как гнилые нитки. «Силикон» – вообще нет уловистых моделей.

На логичный вопрос продавца: «А какие модели вы считаете уловистыми?» - он отвечает примерно так: «Я же сказал, у вас такие не продаются, что неясно?» Ну, наверное, некоторые покупатели думают, что продавцы знают только те модели приманок и снастей, которые есть на их прилавках. Есть ли логика в таком ответе? Ха! Конечно! Я же именно с этого и начал! Но это не всё. Дальше - ошеломляющая фраза даже для такого терпеливого продавца-консультанта, как я: «А что, спиннинги в вашем магазине – как месяц назад стояли, так и стоят?» Вот тут я задумался. Что покупатель имел в виду?

Да, стоят, потому как на складе всегда есть небольшой запас именно продаваемых моделей. Смешно представить себе розничный рыболовный магазин, куда заходит тот же покупатель, а там вообще спиннингов нет, приманок нет, даже гнилых «ниток» из Японии нет. Потому что, видимо, этот магазин хороший - и всё продал к чертям собачьим! Но подобные покупатели достаточно редки, чтобы жаловаться на них. Скорее наоборот - я им рад. Потому как отношусь к подобным людям с юмором.

Возможно, просто человека не взяли на рыбалку по какой-то причине или жена не отпустила. А может, просто плохое настроение. Ведь есть народная мудрость «Если б рыбалка так не успокаивала – убил бы кого-нибудь!» Так вот, человек искал успокоения. И, возможно, наш магазин спас кому-то жизнь…

В интернет-магазине так бланк не загнёшь!
В интернет-магазине так бланк не загнёшь!

А еще есть покупатели, которых можно коротко и ёмко назвать «оголтелые». Мне про таких рассказывали знакомые предприниматели, которые сами стоят за прилавками своих рыболовных отделов. Главное отличие – они покупают всё поштучно! «Одну вот такую джиг-головку, одну вот такую. Вот такой твистер – тоже один! Пачкой продается? Да куда мне 10 штук?! У меня всего-то две джиг-головки! А зачем мне больше? Если что, я приду - и еще куплю». Таким людям всегда некогда, они вечно куда-то торопятся.

Есть подозрение, что на рыбалку. Своим поведением они резко отличаются от остальных посетителей. Этот покупатель может прибежать в магазин за пять минут до закрытия и с порога крикнуть:

- Красный твистер Relax с блестками есть?

– Вы же всегда на синий ловили…

- Кум звонил – говорит, у нас на стенке на красный попёрло!

Спорить с такими покупателями бесполезно, предлагать какие-то альтернативы – тоже. Остается только одно – ждать их очередного визита, и он обязательно расскажет, на что «попёрло» в этот раз!

Не все продавцы одинаково полезны

Про продавцов, конечно, много не расскажешь. Они люди, можно сказать, подневольные. Перед ними всегда стоит какая-то задача. Чаще всего - это вопрос увеличения продаж, который может выражаться через различные менеджерские инструменты. В каких-то магазинах практикуют выполнение плана, где-то придумывается другого рода мотивация. Обязательно есть какая-то работа по избавлению от непродаваемых позиций. Покупатели об этом подозревают, но когда заходят в магазин – абсолютно об этом забывают.

Тем не менее, именно продавец лучше всех знает, какая блесна на жереха «выстрелила» в этом сезоне. Например, я всю жизнь ловил жереха на Kastmaster от Acme, но вынужденно два раза заказывал колеблющиеся блесны «Делфи» от «РБ». Видя, как сметают эти блесны – я тоже себе купил. Человек – слаб! Кстати, знаю одну поговорку, родившуюся на просторах рыболовного Интернета: «Самая уловистая приманка всё равно останется в магазине».

Продолжая тему личностных и профессиональных характеристик продавцов рыболовных магазинов, обязательно хочу встать на их защиту. Чем крупнее магазин, тем труднее продавцам быть консультантами абсолютно во всем. Вот, например, я спиннингист, ловлю еще на поплавок, ну и сома на квок. Балуюсь нахлыстом. Имею представление о троллинге. А вот о фидерной ловле я не знаю почти ничего. И что я смогу посоветовать покупателю? Могу только сослаться на какие-нибудь известные фамилии или на каких-то своих знакомых, кто увлечен фидерной ловлей.

Иногда просто звоню приятелям и прошу проконсультировать. Кто-то скажет, что я продавать не умею, но я честно говорю, что выбор у нас не настолько богат, чтобы мучиться выбором. Надо понять для себя, какую хотите потратить сумму - и выбрать удилища с тем тестом, который подойдет для ваших условий ловли. Теперь уже покупатель включает мозги и начинает что-то рассказывать. Пока он рассказывает об условиях ловли – вы ему даете в руки то одно удилище, то другое, приговаривая: «Вот это посмотрите… вот это интересное…»

Живое общение ничем не заменить!

Любой магазин подтвердит, что обязательно существует зависимость между продажами и различного рода информационными потоками. Рыболовные форумы региональных сайтов, Ю-тьюб-каналы продвинутых рыболовов-блогеров, именитых спортсменов, просто убеленных сединами авторитетов в рыбалке – всё это помогает продавать рыболовные приманки и снасти. Пусть не видно явной зависимости, но свой ассортимент желательно поддерживать, оглядываясь на упомянутых законодателей рыболовной моды. А для этого нужно обязать менеджеров или продавцов отслеживать популярные форумы и аккаунты.

Представьте себе, кто-то работает две недели подряд. По рыбалке скучает, аж зубы ломит. Вечерами он просматривает ролики, прочитывает не один форум, зависает в соцсетях - и решается на поход в магазин, чтобы купить то, о чём шел спор. Приходит и спрашивает, есть ли новые раттлины фирмы Nord Waters, о которых говорили на семинаре Худяков и Коломиец? И слышит в ответ: «А это кто? Какой семинар? На какой выставке? В Москве?» И человек понимает, что пришел не в тот магазин. И, скорее всего, в следующий раз уже не придет, или придет в последнюю очередь. А еще лучше взять за правило выдергивать рыболов из интернета на свет Божий! Самим организовывать тематические семинары. Тут вам и долгожданные акции, тут и розыгрыши призов, тут и живое общение, которое ничем не заменишь.

Живое общение ничем не заменишь
Живое общение ничем не заменишь

От подобных мероприятий выигрывают все - и покупатели, и продавцы. На семинарах никто не делит покупателей на «дотошных», «оголтелых» и «чокнутых». Именно все вместе мы те рыболовы, благодаря которым кто-то имеет работу в вашем городе, а кто-то в Китае красит воблер, который вы завтра купите. Так что, дорогие мои покупатели и продавцы рыболовных товаров - наши взгляды на одни и те же вещи могут быть разными, а по сути, мы должны помогать друг другу, но не тратить или зарабатывать деньги, а помогать знаниями. 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх