Всё о рыбалке

Ловля в отвес

В этой статье я хочу рассказать о весьма увлекательном и самобытном способе ловли хищной донной рыбы (преимущественно щуки и судака) в отвес вертикальными блёснами. Азам такой рыбалки научил меня в начале 2000-х годов наш сосед в селе Райгород Волгоградской области дедушка Саша, опытный рыболов, моряк, Ветеран Великой Отечественной войны. В то время я ещё был учеником старших классов школы, и, конечно же, у меня тогда не было своей лодки, и я знал только береговую рыбалку. Поэтому каждый выезд с дедушкой Сашей на старенькой полусамодельной "Казанке" со встроенным мотором был для меня настоящим праздником рыбацкой души!.. Чтобы лучше это прочувствовать, приведу один эпизод из тех рыбалок…

Сплавом

Это было 20 августа 2001 г. Подъём в 4 часа утра. Проснувшись и перекусив, отправляемся к лодке. Поднимаем якоря, и в путь! Монотонно работает двигатель, мимо проносятся Гравмасса, Насосная станция, вот уже и яры. Подплываем ближе к песчаному берегу, чтобы подёргать в отвес. Дедушка Саша даёт мне свою блесну из нержавейки белого цвета сечением 10 мм, срезанной на концах, длиной 80 мм.

Ветер дует против течения, поэтому напарник часто подправляет движение лодки веслом. Глубина в месте ловли составляет 8 –10 метров.

Я снял со своего металлического спиннинга верхнюю часть и стал блеснить укороченным удилищем, постукивая приманкой по дну и делая короткие взмахи с невысокой амплитудой. Половину пути поклёвок не было ни у кого, но вот я ощутил рывок и стал выбирать леску. Сначала она шла довольно легко, но ближе к поверхности рыба начала упираться, и вскоре я увидел крупную щуку. Пришлось потянуться за багориком. Щука начала кувыркаться, и я никак не мог её забагрить. Дедушка Саша что-то кричал, но я ничего не слышал, всё моё внимание было сосредоточено на рыбе. Отбросив в сторону багорик, я взял леску левой рукой и затащил щуку в лодку. Только тут я заметил на большом пальце левой руки глубокий порез, который сильно кровоточил. Днище лодки было в крови – моей и щучьей. Хищница глубоко заглотила блесну: один тройник застрял в жабрах, а другой торчал из пасти. Блесну я освобождал добрых десять минут.

Вот глубина кончилась, и мы заплываем во второй раз. Примерно в том же месте, где я поймал щуку, у меня следует ещё одна поклёвка, и я забрасываю в лодку небольшого судачка, который зацепился под жабры. Смотрю, и дедушка Саша что-то тащит, оказалось, небольшая щука. Затем у него следуют ещё три поклёвки, из которых только одна приносит небольшого судака. Доплыв до конца ямы, сматываем удочки и едем домой.

Дома щуку я взвесил и замерил – длина 67 см, вес – 1700 г. Не бог весть какой трофей для опытного рыболова, зато это была моя первая настоящая щука!

На якоре

Спустя годы я продолжал осваивать ловлю в отвес уже самостоятельно на своей ПВХ-шке с подвесным мотором (а мотор на такой рыбалке – вещь просто незаменимая: не особо много намашешься вёслами, вновь и вновь возвращаясь в исходную точку сплава против мощного волжского течения). Впрочем, отвесная рыбалка предполагает не только ходовую ловлю сплавом: имеет право на существование и тактика стационарной рыбалки, когда, найдя перспективную точку, где регулярно происходят поклёвки (ямка, русловая бровка или даже песчаные заструги), можно, заякорившись, успешно ловить хищника, подбрасывая и время от времени опуская на дно, поднимая облачко мути, отвесную блесну-трубку. У меня были случаи, когда с одной точки удавалось выловить с небольшим перерывом несколько щук, не говоря уж о судаках, более склонных к образованию стаек. Приведу случай из практики, связанный со стационарной ловлей в отвес. Это была моя первая рыбалка на своей лодке в с. Степное Саратовской области.

Утром качаем лодки, спускаем их с крутого пригорка и отчаливаем. Надувнушку я беру на буксир. Сразу вспоминается Райгород и поездки на лодке с дедушкой Сашей, это ощущение настоящей свободы, и ветер в лицо, и ты правишь своим собственным судном…

Утро начали с классического спиннинга, но, кроме десятка небольших матросиков, ничего достойного поймать не удалось, мы снялись с якоря и поехали в сторону лагеря, решив напоследок половить на глубине неподалёку от свала с травяных зарослей в глубину. Поскольку условия позволяли (было тихо, и присутствовало умеренное течение), я предложил своим товарищам половить сплавом в отвес. Но они не были готовы к такой рыбалке и продолжили ловлю взаброс. Я же достал свою удочку с блесной-трубкой и стал играть приманкой, регулярно подбрасывая её над дном и сплавляясь по течению. И вот вскоре я ощущаю уже порядком подзабытую тяжесть судачьей поклёвки. Сперва клыкастый сопротивляется довольно рьяно, но ближе к поверхности выдыхается, и я забрасываю в лодку под аплодисменты товарищей свой трофей – килограммового судака. Больше за утро поймать ничего не удалось, да и ветер поднялся, поэтому мы решили возвращаться на берег.

Следующим утром едем втроём на русло затопленной речки и неподалёку от травяных островков натыкаемся на очень перспективную яму глубиной около 20 метров. Опускаем якорь и начинаем “дёргать”. Вдруг Данилкин спиннинг сгибается в дугу, и он не без труда выводит на поверхность своего первого в жизни судачка граммов на 600 весом, соблазнившегося кастмастером. Следует хватка у меня – вытаскиваю почти такого же судака на отвесную блесну-трубку. Таким образом, в течение какого-то получаса активного жора с одного места, не снимаясь с якоря, мы с Данилой вылавливаем около десятка судаков и бершей; самый крупный судак весил 1,5 кг.

А что же Захар? Как это ни странно, но он не поймал вообще ничего; видимо, из-за того, что у него не было ни кастмастера, ни блесны-трубки, а мелкие отвесные блёсны и джиг судак сегодня игнорировал. Зато мои друзья воочию увидели, что такое отвесное блеснение, и в следующий раз будут уже во всеоружии.

Попадаются при отвесной ловле и необычные трофеи: у меня были случаи поимки на тяжёлую отвесную блесну килограммового леща и 300-граммовой плотвы, причём это было не багрение, а осмысленная атака мирной рыбы – блесны для крупного хищника.

Выводы

Обобщая всё вышесказанное, подведу некоторые итоги. Требования к снастям при отвесной рыбалке – минимальные: жёсткий короткий удильник (достаточно длины 60-70 см), катушка удобнее инерционная, поскольку заброс приманки не требуется, а рыба вытаскивается в основном руками за леску. Леска должна быть достаточно прочной (я использую диаметр 0,4-0,5 мм), можно пользоваться и плетёнкой, но она будет резать руки при вываживании крупной рыбы. Ну и самое главное в оснастке – это, конечно, собственно отвесная блесна. Они бывают разными по форме, весу, размеру и материалу, но самым лучшим вариантом я считаю литую блесну-трубку со спиленными параллельно концами из нержавейки. К сожалению, качественную отвесную блесну найти в продаже достаточно сложно, поэтому у рыболовов особо ценятся самоделки; в частности, у меня получались отличные блёсны из ручек старых советских стиральных машинок. Нижний тройник желательно украсить красным пластиковым хвостиком или шерстинкой. Вес приманки подбирается в соответствии с силой течения и глубиной ловли, но мельчить здесь не стоит. Кстати, о глубине ловли. На практике проверено, что щука не боится проплывающей над ней лодки даже на четырёхметровой глубине. Рабочая же глубина при ловле в отвес составляет 8-10 метров.

При себе обязательно надо иметь либо багорик (хотя в надувной лодке он нежелателен), либо подсачек, так как при ловле в отвес частенько попадается достойная рыба. Подсачек лучше брать из лесочного материала, так как блесна имеет обычно два тройника, которые порой намертво впиваются в ниточную мотню подсачека.

Ещё из дополнительных аксессуаров можно отметить такую интересную штуку, как подводный парус, – порой он бывает просто необходим. Ловля сплавом по течению удобна при штиле или слабом ветерке, но, согласитесь, такая погода бывает далеко не всегда, и при ветре лодка идёт либо слишком быстро, либо слишком медленно, либо её сносит совсем не туда, куда надо. И тут остаётся два варианта: либо ловить стационарно, что не всегда имеет смысл, либо бросить за борт подводный парус, он же – якорь-парашют, сшитый из крепкого водонепроницаемого материала.

Попробуйте и вы этот интересный способ ловли крупной хищной рыбы, которым успешно пользовались наши деды и прадеды.