Долгое время увлекаясь ловлей на мормышку, зимнему блеснению я не уделял достаточно времени. Обратить же на него более пристальное внимание помогли блесны - не простые, а с цепочкой. Такие интересные приманки не могли долго залеживаться в коробке, поэтому, не взирая на неблагоприятную погоду с сильными морозами, испытание блесен состоялось весьма основательное.
Впрочем, в такую погоду блеснить все равно гораздо комфортнее, чем мормышить...Первое место для испытаний мне не нравилось - популярное Вилейское водохранилище, да еще у подпорной дамбы. Живописности, прямо сказать, "ноль", но зато в таком месте всегда "пасется" окунь. Пусть небольшой, но стайный. Другие места с обилием полосатика на крупном водоеме в глухозимье найти непросто. А много времени на поиск тратить не хотелось, ведь тогда бы его меньше оставалось на испытания блесен.
Применяю стандартную окуневую тактику в таких местах: сверлиться начинаю сразу от дамбы в сторону увеличения глубины. И на первой же лунке, при глубине метра 2, две четкие поклевки. Хоть и четкие, да иные, чем раньше, касания рыбой крючка по-другому передаются на кивок, нежели тогда, когда тройник крепится непосредственно на приманку. Примерно этого и ожидал. Выглядели поклевки в виде двойных-тройных подергиваний кивка - окунь теребил крючок с "каплей". Но подсечки рыбу не приносили.
Проверил другие лунки, где оказалось пусто, и вернулся на самую мелкую. Видимо, раззадоренный в первый подход окунь быстро и жадно набросился на блесну, а точнее - на подвесной крючок. Слабый "тук" в кивке и руке - и на всякий случай подсекаю. Так и есть - сидит первый "матрос"!
Затем второй, третий. Предположил, что и в прошлый раз мог подсечь рыбу, если бы делал это сразу же после касаний ею приманки. Длина цепочки дает упреждение в поклевке, то есть информация о ней передается чуть позже и слабее, и делать подсечку нужно при малейших признаках поклевки - такой первый вывод был сделан. Пусть это будут даже едва заметные, сомнительные касания.
В дальнейшем этот вывод подтверждался и на других водоемах, и в других условиях ловли. Поначалу даже в процентах 30 случаев, когда я невнимательно следил за кивком, севшую на крючок рыбу чувствовал только на очередном взмахе. Неудивительно, что не раз она сходила: ведь как таковой подсечки сделано не было.
Из первого вывода следует второй - кивок должен быть максимально чувствительным. Поначалу незафиксированные поклевки были не только в невнимательности, но и из-за грубости кивка: отрезку ниппельной трубочки, который я использовал в качестве сигнализатора поклевки, просто не хватало чувствительности. Да, он был хорош при ловле на балансиры, но для блесен с цепочкой требовался другой.
На следующих рыбалках я опробовал 2 других варианта - это обычный лавсан и кивок из лески. На первом более заметны поклевки, но его следует тщательно отрегулировать по длине, чтобы не было остаточных колебаний во время паузы, ко второму нужно лучше присматриваться, но работает он в плане необходимой техники безукоризненно.
Итак, начало тестирования было многообещающим. Имея погрешность в чувствительности кивка, пытаюсь прислушиваться к сигналам, идущим по всей связке "подвесной крючок - блесна - леска - кивок - хлыстик". При этом удильник держу кончиками пальцев, хотя они и мерзнут.
Однако и этого мало: тут нужно еще и воображение подключать, причем двойное, стараясь представить, как ведет себя в воде не только блесна, но и подвесной крючок на цепочке. Пока с двойным воображением у меня немного туговато, надо тренироваться, поэтому старался прислушиваться к тактильным ощущениям. Они не обманывали, и почти каждый новый "тук", зачастую смазанный, как бы приглушенный, нередко двойной, а то и тройной, приносил рыбу - традиционного окунька.
К тому времени перешел на лунку, предложенную товарищем. Возле нее уже было набросано окуней, чуть крупнее по размеру, чем мои первые "цепочные", пойманные у самой дамбы. Тут немного поглубже - метра 4. Блесна нащупывает какой-то бугорок на дне, крючок подтверждает ее предположения - на нем кусочки растительности. Так вот чего они здесь собрались, полосатые "матросы"! "Вахту отстаивают" у какого-никакого укрытия, даже скорее просто у донной аномалии.
На этой аномально-окуневой лунке разловил медную блесенку. Честно говоря, больше верю в серебряный цвет, с которого и начал ловить, но поклевки развеяли предубеждения против меди. Тройка задорных окуней - и тишина...
Принес ящик, решил посидеть подольше. Пошел четвертый десяток взмахов, как снова возобновились "туки", первый - мимо, второй заставил кого-то чуть задержаться - крючок задел рыбу, третий принес окуня.
Пора бы уже и рассверлиться. Делаю ряд лунок по 4-метровой линии и парочку по 3-метровой, где приятель с мормышкой тоже обнаружил окуня. Через какое-то время снимаю по одному "матросу" с обеих линий. Лунки не кормлены - окунь может находиться чуть в стороне. Скорее всего, так оно и есть, так как поклевки следуют лишь после взмахов 15-20.
Напрашивается третий вывод: спортивная тактика с быстрым обливанием лунок по принципу "не более 4-5 проводок" не всегда актуальна.
Если вы уверены, что окунь под лункой есть, стоит задержаться на ней подольше. Даже дольше, чем это вы бы сделали с обычной блесной. Ведь в приманке с цепочкой мы имеем 2 элемента привлечения рыбы: непосредственно тело блесны и дополнительный подвесной крючок с "капелькой". Отсюда можно сделать четвертый вывод, дополняющий предыдущий: блесна с цепочкой дает больше шансов поймать пассивную рыбу, в том числе мелкого окунька. Заинтересовавшись игрой блесны, клюнуть (в обоих смыслах - то есть и соблазнится, и сесть на крючок) он может на подвесной крючок, как на более мелкую приманку.
Возможно, полосатик не обязательно захочет его съесть, он может просто атаковать яркую "каплю", что часто происходит и с обычной блесной, когда окунь засекается не за губу, а за внешнюю часть тела. Но все же на подвесной крючок он чаще садится "по-честному", то есть проглотив приманку. Не успев схватить ее в 1-2-й раз, в 3-й у него может все получиться. Так что после слабеньких подергиваний обычно следует ждать следующих поклевок. Это уже, пожалуй, пятый вывод.
Однако в дальнейшем часто случалось, что первая неудавшаяся поклевка потом не возобновлялась, как я ни старался. Причем была она активнее остальных. Может полосатый просто накалывался на крючок? Такие "резвые" поклевки были хорошо знакомы по ловле на обычные, "нецепочные" блесны.
Первая подобная поклевка состоялась, когда во время рыбалки на Вилейском водохранилище черед дошел до бронзовой по цвету блесны - надо же было обловить все варианты расцветок. Причем вместо одинарного крючка на цепочке болтался уже тройник. После 2-3-го взмаха окунь "стукнул" и сел на крючки хорошенько, почти взаглот. Пожалуй, это был самый быстрый окунь. Остальные ловились тогда минимум после 3-4-го взмаха. И не думаю, что дело здесь в тройнике.
Поначалу, да, показалось, что на тройной крючок рыба берет увереннее и крупнее, хотя и реже, чем на одинарник, но последний на данный момент окунь, пойманный на тройник, оказался самым мелким из всех. Хотя при наличии только мелких окушков лучше ловить их на одинарник.
Итак, тройник лучше подойдет под более крупных полосатиков - они будут надежнее садиться на крючок. Это вывод шестой. Сменить же подвеску одну на другую в блеснах, на которые ловлю я, не составляет проблем. Хотя особой надобности пока и не было: ловля крупного окуня на блесны с цепочкой пока еще впереди. А это были первые выводы.
Валерий Сикиржицкий, г. Минск. Фото автора
Свежие комментарии