Плотва (сорожка) легко осваивает крупные искусственные водоемы. Требования к среде обитания у этой рыбы невысоки. Специально не разводимая, она появляется в уловах рыболовов внезапно. Разгадка проста: зеленоватая икра сорожки легко приклеивается к различным предметам, в том числе к водной растительности.
Кормящаяся среди этой растительности дикая водоплавающая птица переносит прилипчивую икру на своих лапках и оперении на соседние водоемы. При удачно складывающихся обстоятельствах через три-четыре года (такой срок нужен для достижения сорожкой половой зрелости) состоится первое серьезное размножение новосела.Нерест проходит в начале-середине мая, когда вода прогреется до 8—10° С. В утренние часы она на мелководье, особенно где густые водоросли, может даже кипеть от нерестящейся рыбы. В эти несколько дней, длящихся не дольше недели, сорожка теряет всякую осторожность. Она легко становится добычей различных хищников, а также браконьеров.
Во всякое другое время года плотва — признанный лидер осмотрительности среди прудовых рыб. Зачастую о ее существовании узнают лишь из рассказов «ловцов» бреднем или сетью. Поймать в большинстве прудов сорожку на удочку — случайность или доказательство определенного мастерства рыболова. И здесь нет преувеличений.
Чтобы прийти домой с уловом плотвы, нужно прежде всего решиться на ее лов. А это сделать нелегко. Карась и окунь почти всегда могут «предложить» свой клев и редко, кто устоит от их навязчивого «сервиса». Тот же, кто устоит, должен осмотрительно подбирать насадку, так как если первым клюнет карась, то он при вываживании своим плеском отпугнет сорожку. Сделать удачный выбор насадки сложно — вкусы плотвы и карася почти всегда совпадают.
Однако привередливость карася в иные дни помогает. Например, он часто отвергает черный хлеб, а иногда вообще растительную пищу. Ловите момент! С отвергнутой карасем насадкой нужно забраться в дебри водной растительности и подбросить легкую снасть с чутким, почти полностью oгруженным поплавком в «окошко» между водорослями. Повезет — поймаете несколько солидных плотиц.
Удилище лучше подбирать при этом не менее 4,5 метра длины, леску 0,12—0,15 и окрашенную в зеленоватый цвет, а самому соблюдать все меры предосторожности: не шуметь и, желательно, не двигаться.
Можно попробовать поймать сорожку с помощью мормышки. Для этого снимают поплавок и ставят вместо него на вершинку удилища боковой кивок из длинной пружинки или металлической упругой пластинки. Подходит для этой цели и сдвоенная авиамодельная резинка. Если же удилище оснащено кольцами, то между ними, ближе к комлю, на леске крепят небольшой легкий отвес, играющий роль сторожка.
Прикормка при ловле плотвы — дело сомнительное. Сорожка в силу своей осторожности подойдет к корму последней, и вы рискуете наловить другой рыбы, так и не дождавшись долгожданной.
Все перечисленные сложности сводят на нет почти все попытки добиться чисто плотвинного клева на прудах. Но есть способ, который при определенных обстоятельствах может помочь. Речь идет о донке с резиновым амортизатором.
Там, где плотва достаточно крупна (а таковой считается уже более чем 100—150-граммовые экземпляры), ищут удаленные от полого уходящего в воду берега глубины. Хорошо, если дно в выбранном месте ровное, а рядом имеется подводная яма или затопленное русло. Крючки донки ложатся на ровное место, заранее прикормленное запаренным комбикормом или жмыхом. Годится для привлечения рыбы и жаренный в подсолнечном масле речной песок.
Десяток крючков № 5—6 упомянутой донки позволяет предложить плотве в начале ловли достаточно богатое «меню». Добавлю только, что из опробованных заслужили у меня определенное доверие мякиш черного вязкого хлеба и крутая манная каша. Как вариант — добавка сока чеснока. Размеры насадки, вопреки устоявшемуся мнению, довольно велики — с крупную горошину.
Закидывается донка порой очень далеко. На Захаровском пруду, что в Сернурском районе, грузило донки завозится на лодке за 70—100 метров от берега.
Главная, пожалуй, сложность при такой ловле — угадать место стоянки плотвы. Если промахнуться всего на несколько метров, то клева можно и не увидеть. Но если повезет, то после удачной ловли постарайтесь запомнить и заметить это место. Для этого, как и для точного сброса прикорма, на крайние крючки донки зацепляются кусочки пенопласта. Затем, подплыв к импровизированным «поплавкам» на лодке, выбирают на берегах пруда пару подходящих сдвоенных ориентиров (рис. 12). Ориентиры должны относиться друг к другу под углом не менее чем в 45°. Тогда замер будет точным. Заметить стоянку плотвы можно также буем из щепки и т. п. Можно для этой цели использовать и компас, учитывая длину лески и запомнив место ловли на берегу.
Рис 12.
Проделанная работа достаточно сложна на первый раз, но ее результаты могут пригодиться и зимой. Дело в том, что плотва редко изменяет излюбленным местам на глубине. И зимой ее чаще всего можно найти на том же подводном откосе.
Малые уловы плотвы приводят иных рыболовов в заблуждение. Мол, плавает сорожка не стайками, да и редка она для наших прудов. Однако учеными и рыболовами доказано, что плотва является стайной рыбой. А небольшие уловы могут быть как из-за перечисленных уже причин, так и из-за грубой снасти. Уж чего-чего, а леску толще 0,15 и крючки больше № 4 (на донке оснастка несколько грубее) плотва почти всегда отвергает. Да и насадка на поплавочной удочке должна быть очень небольшой.
Не поймать плотву, если ловить с берега коротким удилищем, не соблюдая тишину, не маскируясь. Даже неверное расположение грузил на поплавочной снасти может разрушить все планы. На «плотвиной» удочке грузил несколько и чем ближе к крючку, тем они легче. Самое мелкое грузило крепится не дальше 1—1,5 см от крючка, что позволяет передать на поплавок мельчайшую поклевку.
Зимний клев плотвы также своеобразен. Кивок в глухозимье может только слегка дрогнуть. В иные месяцы — не резко прогнуться или, наоборот, выпрямиться. Поэтому кивки предпочтительны длинные и гибкие. Но если под рукой только ниппель, то добавляется устройство из тонкой проволоки. Один конец ее заканчивается ярким пенопластовым шариком, а другой с помощью зажима крепится на ниппель.
Замечено, что лучший клев сорожки зимой — в середине оттепели и во время снегопада, иногда в ветер. По перволедью и в ясные дни лунку нередко запорашивают от излишка света снегом.
Из своего опыта добавлю, что плотва на прудах не берет сразу в новой лунке и нередко перестает брать, если соседи начинают обуривать. А лучше берет на глубоких местах рядом с коряжником и под подводным обрывчиком, крутым скатом.
Приемы игры мормышкой почти всегда те же, что применяют при ловле окуня. Но движения приманки предпочтительней мелкие, без резких скачков. Более уловистыми бывают небольшие светлые мормышки типа «капелька» или «личинка». Насадка — мотыль, мелкий червь и опарыш. Многие рыболовы сходятся на том, что плотва обожает «бутерброд» из мотыля и репейника. Особенно это касается последних зимних месяцев, начала весны.
После поимки первой сорожки в лунку желательно подбросить щепотку мотыля. Для такой цели подойдет мертвый замороженный мотыль, не потерявший окраски. Можно просверлить по бокам основной лунки ещё две лунки и бросить прикорм — пареный жмых, крошки хлеба, рубленые черви. Затем установить в этих лунках по поплавочной удочке. Любопытно, что в Волгоградской области для зимней ловли плотвы используют чеснок. Но предварительно головку его пропитывают горячим растительным маслом. Затем каждую дольку режут вдоль и поперек — на четыре части. Насадка, как уверяют некоторые, «безотказна».
Уха из плотвы летом слегка горчит. Поэтому чаще всего эту рыбу используют для вяления. А прудовая плотва, бывает, отдает и тиной. Чтобы избавиться от такого привкуса, в котелок с ухой при варке бросают пару раскаленных березовых угольков.
Свежие комментарии