Александр Токарев, г. Йошкар-Ола
Фото автора
Усатая наживка
Кажется, что для ловли плотвы-сороги зимой невозможно придумать какую-то новую насадку. Все придумано, проверено, опробовано на сотнях и тысячах пойманных изящных плотвичках и мощных красноглазых рыбинах, которых можно назвать только сорогой.
Мотыль, синтетический мотыль, опарыш, кастер (окуклившийся опарыш), червяк, личинка ручейника, личинка репейной моли, личинка чернобыльника (полынная моль), манная болтушка с добавкой шоколада, сгущенного, сухого молока, сухих сливок, какао, майонеза, яичного порошка, хлеб, тесто, плавленый сыр… Все добавки к манной болтушке могут варьироваться в разных сочетаниях под вкусы плотвы определенного водоема. Растительные насадки применяются зимой реже, лишь в длительные оттепели и ближе к весне. Суровые условия зимы требуют питательной белковой пищи, которую могут дать только наживки в виде червей, опарыша, личинок и прочих шевелящихся организмов неприглядного вида…
Но есть еще одна наживка, о существовании которой я не знал до одного случая. Было это на Волге, в Коротнях – бывшем поселке, который затопили воды Чебоксарского водохранилища. Ну, а если ориентироваться на жилье настоящее, где живут люди, то напротив места, где стояли на льду мои жерлицы, виднелся на противоположной стороне Козьмодемьянск. Немного правее, выше по течению чернели обрывистые уступы высокого правого берега, на которых раскинулся городок, известный как Васюки в романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». Ну, а я устроил свое жилье прямо на льду. Здесь и ночевал. Не ради экстрима был ночлег на льду да в двадцать градусов мороза. Просто идти на берег ночевать далеко, не менее семи километров. А лед покрыт толстым слоем сырого снега, под которым хлюпала вода. Себе дороже шлепать долгие километры по такой хляби. А тут я вполне комфортно устроился. Наломал сухих жердей, торчащих изо льда, а потом пробурил не до конца лунки и вставил жерди в них, притоптав сырым снегом. На каркас натянул полиэтилен, соорудив навес, закрытый с трех сторон. Под навес положил жердей, сверху коврик – постель готова. Заготовил дров, также наломав их в затопленном лесу по кромке льда, и развел костер рядом с навесом. Спать можно, только за костром следить надо, чтобы не провалился в полынью, которую сам и выплавил во льду.
Но спать не пришлось. Ночью ловил на жерлицы налима, а к утру поднял живцов в полводы – ждать судака и щуку. Но вот проблема: тех сорожек-плотвичек, которых я привез с собой в кане из города, уже не хватало для того, чтобы наживить жерлицы. Налимы попались на этих рыбешек, да оборвал несколько снастей, крючки которых налимы завели в коряги. Тоже рыбки ушли в минус… Но плотва с утра не ловилась совсем, хоть что сажай на крючок. А время подходило судачье да щучье. Одного судака я уже взял, на два килограмма потянул. Тем обиднее было из-за нехватки живца.
И тут со стороны Козьмодемьянска два рыбака пришли. Сели на мои готовые лунки, где ничего не клевало, и принялись таскать одну за другой сорожку да сорогу… Спрашивать было стыдно, но когда рыбаки ушли дальше, видимо, в поисках крупной сороги, я подошел к лунке и увидел рядом с ней несколько рыжих тараканов… Неужели в них причина хорошего клева у местных рыбаков? Преодолевая брезгливость, насаживаю таракана на мормышку и опускаю в лунку. И сразу – поклевка! Потом – еще и еще… На пяток тараканов я наловил с десяток живцов, как раз столько и не хватало, чтобы с запасом, а потом хорошо обрыбился и по хищнику. Так открыл я для себя новую насадку. Но вот проблема – не стало тараканов в нашем мире, пронизанном радиоволнами и высокими частотами…
Забыли мотыля…
Не буду утверждать, что сделал какое-то открытие в применении пенопласта для ловли плотвы. Нет, это уже сделали до меня, и новое открыть в рыбалке довольно трудно, хотя нередко мы импровизируем и постоянно что-то добавляем свое. Здесь же я хочу лишь рассказать, как мы выкручивались из одной очень неприятной ситуации, и как все завершилось, причем успешно. И могу сказать, что этот случай заставил нас отнестись к насадке пенопласта на крючок более серьезно. До этого ни за что бы не стали заниматься такими экспериментами…
Итак, мы собрались на ловлю сороги-плотвы и щуки на жерлицы на Волгу, конкретно на место, называемое Коротни. А еще более конкретно – к так называемым «Тополям», высоким деревьям на берегу, видимым издалека. Место это славилось среди рыбаков тем, что по кромкам ям ловился здесь подлещик-лещ, где-то можно было найти и крупную плотву, а ближе к руслу-фарватеру и судака неплохо блеснили вместе с бершом. Конечно, беднее стало это место по сравнению с благословенными для рыбаков временами, когда воды Чебоксарского водохранилища только пришли сюда. Тогда брало «все» и на «все»: полуторакилограммовые окуни, сорога на кило, лещи тяжелее двух килограммов, щука до пуда весом, судаки на восемь кило… Словом, Эльдорадо, да и только, понятно – для рыбаков, но не для экологии. Какая только рыба ни лежала на льду, ее и не прятали сразу в ящики, как сейчас, чтобы не «засветить» место. Прошло то время… Но по старой привычке все так и ездим к «Тополям», хоть и уловы стали скромнее.
В это утро мы проспали, Славка и я. Причем, как выяснилось позднее, по одной схеме: звонит будильник, а мы ему – сейчас-сейчас, еще немного подремлю и встану… Потом нас разбудил уже товарищ, который сегодня за рулем, мол, спите, охламоны, а я тут должен по городу мотаться, заезжая за вами, и потом еще каждого по отдельности с постели поднимать!..
Так второпях и забыли мы со Славкой мотыля и опарыша в своих холодильниках, куда прячем наживку в самое потаенное место, чтобы жены не заметили… Но поняли это только на льду, когда снасти размотали и приготовились ловить. А насадка-наживка в этот раз была на нас. Рома отвечал за транспорт.
– Ну, где мотыль, опарыш, засони, доставайте! – скомандовал Роман, готовя удочку.
Я прошелся по карманам – пусто. У Славки – та же история… На нас было больно смотреть. А Роман вообще залютовал:
– Я вас сегодня, господ вельможных, с постелек чуть ли не на руках… А потом за сто десять кэмэ на рыбалку, извольте, господа, отведать русской рыбалки. А они, тунеядцы, даже мотыля дома оставили!..
Да, Рому можно понять. И прав он на сто процентов. Но надо что-то делать. Не обратно же ехать. У рыбаков клянчить насадку – тоже не дело. Да и далеко они. От быстрого движения торопливых мыслей начали плавиться мозги. И тут осенило…
– Слава, давай-ка вон ту подушечку, что у тебя под задницей! Она из пенопласта.
Славка все понял. Он вышелушил из листа пенопласта горсть шариков и протянул мне. А я достал из пакета кусок сыра, булку с ванилью и начал втирать в шарики смесь из того и другого. Где тут аттрактанты-ароматизаторы найдешь?
Рома с иронией смотрел на мои приготовления. Но когда я насадил пожелтевший от сыра шарик на крючок мормышки, а вскоре и вытянул первую плотву, он быстро все понял и принялся торопливо наживлять снасть.
Вскоре мы уже наловили некрупной плотвы-сорожки для жерлиц, а у Ромы среди живцовой сорожки попадалась и вполне увесистая сорога. Он мормышечник, не щукарь, и навыки ловли белой рыбы покрепче, чем у нас со Славкой. Но рыбалкой в этот раз остались довольны все, к тому же, и опыт ловли на пенопласт приобрели.
Зимняя прикормка своими руками
Я обычно готовлю прикормку сам, и рецепты эти не новы и не очень оригинальны, но при правильном применении данная прикормка для ловли плотвы и леща дает положительные результаты. Понятно, что обязательным условием является присутствие крупной плотвы и леща в конкретном месте ловли. В ином случае можно закормить всю окружающую акваторию и результатом будут лишь поклевки мелких плотвичек и густерок.
Поскольку ловля происходит у фарватера, на течении, то прикормку готовлю по примеру фидерной – вязкую, крутую. Основой ее является пшенная каша как вязкая, хорошо распаривающаяся и легко вымывающаяся сквозь ячейки или отверстия кормушки, особенно когда применяются фидерные кормушки, которые хорошо подходят и для зимней донки. Также готовлю горох, отваривая его до состояния пюре. Для большей вязкости и создания пищевой мути отвариваю овсяный «Геркулес». Все это перемешиваю в однородную массу, добавляя панировочные сухари, пережаренные или скорее подрумяненные молотые белые сухарики. Также добавляю жмых или молотые слегка поджаренные семечки (летом для создания сладкого бисквитного вкуса в подобную смесь примешиваю молотые пряники и сахарное печенье, а также подливаю фруктовый сироп).
Уже на месте в готовый наполнитель, которым является каша, подсыпаю сухой кукурузной мелкой крупы и манки, также добавляю отруби и сухое молоко, чтобы прикормка лучше «пылила».
Если ловля производится на мотыля, то добавляю в прикормку немного давленого мотыля и мелких живых личинок. Если – на червя, то в прикорм идут рубленые черви. Можно добавить немного фидерной готовой смеси для ловли плотвы и леща, а также сироп «Конопля в рыбе», «Красная икра» для холодной воды.
Свежие комментарии